Золотая лихорадка — растет спрос на золотые изделия
Популярность ювелирных украшений в России растет с каждым днем, приобретая стихийный характер. Такая динамика в ближайшем будущем сможет побить рекорд ежегодного увеличения спроса на ювелирные изделия, который традиционно составляет 25% в год.
Однако потребителям стоит учесть, что драгоценные украшения не являются привлекательными объектами инвестиций, уступая во многом банковским золотым слиткам. Зачастую послепродажную стоимость ювелирных изделий приравнивают лишь к стоимости драгоценного лома.
Цепь золотая якорная
Необычное предложение делают посетителям экскурсоводы одного из крупнейших ювелирных заводов России «Адамас». Каждому желающему предлагается испытать свою силу и попробовать разорвать золотую цепочку толщиной 0,3 мм. Испортить драгоценность решается далеко не каждый. Но опытный эксперимент доказывает, что разорвать цепь такой толщины под силу взрослому здоровому мужчине. После установления результата драгоценность благополучно отправляется на переплавку.
Исходя из рассказов экскурсоводов, чем больше толщина цепочки, тем больший вес и применяемую к ней силу она сможет выдержать. Поразительно, но однажды на выставке золотых изделий с целью демонстрации качества своей продукции сотрудникам завода «Адамас» удалось протянуть автомобиль «девятку» на длинной цепочке толщиной 0,8 мм.
Это не единственный рекорд завода. В честь празднования 850-летия Москвы в цепевязальном цеху была изготовлена цепь длиной 850 м. Оказывается, в этом нет ничего сложного, ведь пока цепь плетется станком, ее сразу же наматывают на огромную катушку. Основной проблемой при установке рекорда стала транспортировка изделия. Сложность заключалась в том, чтобы переместить цепь, не запутав ее при этом.
Большой интерес также вызывает и рисунок изготавливаемой цепи. Якорный узор получается из круглых звеньев, а панцирный – из овальных изогнутых элементов. Узор формирует специальная программа, установленная на итальянских станках. Стоит отметить, что вся продукция завода производится на импортном оборудовании, технологические характеристики которого содержат ноу-хау предприятия, поэтому держатся в строжайшей тайне.
Чистота золота
Более сложную задачу предлагают посетителям завода в хранилище сырья. Каждый желающий может попробовать взять в руки настоящий золотой слиток. Оказывается, что кусок чистого золота весом 12 кг оторвать от стола одной рукой не под силу обычному человеку. К счастью, технология производства ювелирных украшений не предусматривает такие усилия со стороны работников.
Для изготовления изделий золотой слиток помещают в строгальный станок, где от него отделяют небольшие завитки. Для того чтобы будущие украшения не царапались и не изнашивались, к чистому золоту в строгой пропорции добавляют другие компоненты сплава, от которых зависит проба и цвет изделия. Полученный состав помещают сначала в одну, а затем в другую специальные печи, в которых формируется новый слиток. Из этого куска металла вытягивают проволоку диаметром от 0,2 до 1,8 мм, из которой в дальнейшем получаются звенья цепи.
Стоит отметить, что технология изготовления золотых цепочек на заводе сочетает в себе принципы машиностроения и металлургии.
Рождение нового украшения
В зависимости от сложности обработки материала и узора рисунка создание украшения от момента получения слитка до отгрузки готового изделия на склад занимает от одного до двух месяцев. В результате получаются цепочки и браслеты весом 0,3-70 г.
Во времена малиновых пиджаков вес некоторых цепей мог достигать от 100 до 200 г. Такие виды звеньев, как и другие ювелирные изделия, приходилось собирать вручную.
В наше время создание ювелирного шедевра требует отлаженной работы на каждом этапе. Сначала дизайнеры составляют эскиз будущего изделия, на основании которого мастера-модельеры изготавливают из латуни или серебра первый образец будущего украшения. Полученный прототип имеет большую ценность, так как в случае успешной продажи первой партии украшений, образец станет эталоном, на основании которого будет запущено серийное производство.
Затем прототип помещается на специальную ножку – литник и отправляется в цех резиновых форм. Там его опускают в блок из специальной мягкой резины, похожей на пластилин. Под давлением пресса резина вулканизируется, а мастер получает резиновую форму с заключенным внутри прототипом. Затем наступает один из самых ответственных моментов. Специалист по резиновым формам должен очень аккуратно разрезать полученное изделие пополам, чтобы извлечь из нее образец.
На следующем этапе в полученную резиновую матрицу с помощью специального оборудования заливают расплавленный воск, в результате застывания которого получается определенная форма украшения, например, фигурка Христа для крестиков. Используя метод плавления ножки-литника, ювелирный мастер помещает каждую фигурку на восковой цилиндр, который отправляет в литейный цех, где его заливают специальным раствором на основе мелкодисперсного гипса.
Дальнейшие преобразования скрыты от человеческих глаз. Гипсовую форму переносят в печь и подвергают температурной обработке (800 градусов). После того как воск полностью вытечет, в освободившиеся остывшие полости заливают сплав из золота. После застывания металла, гипсовую колбу аккуратно размывают мощной струей воды. Для того чтобы не повредить золотые детали, гипсовую форму ни в коем случае нельзя разбивать или пытаться расколоть ее механическим способом.
Для сборки готового изделия из полученных золотых деталей используются специальные инструменты: волосок золотого припоя и язычок пропановой горелки. При этом мастер должен обладать зорким зрением, чтобы выполнить сборку правильно.
Не все золото блестит
Стоит отметить, что после отделения готового изделия от формы, необработанное золото кажется тусклым и невзрачным. Для того чтобы украшение блестело, ему еще предстоит пройти специальную обработку.
Изделия сначала помещают в миксер с твердыми пластиковыми гранулами, потом с песком из измельченной скорлупы грецкого ореха. Затем промывают и полируют с помощью специальных крутящихся валиков.
Рабочий путь, усыпанный камнями
Незабываемое впечатление производит украшение изделия драгоценными камнями. Используя шестикратную лупу, мастер с особой точностью помещает крошечные камни в подготовленные лунки, а затем загибает микроскопические заусеницы вокруг, чтобы камень прочно держался на своем месте. Все операции производятся вручную и требуют особой концентрации и терпения. За одну смену мастер может обработать от 3 до 4 тысяч драгоценных камней.
Несмотря на распространенный стереотип о том, что к мелкому и рутинному труду больше предрасположен женский пол, ювелирами зачастую становятся именно мужчины.
Чтобы золото не осело по карманам
Побывав однажды на ювелирном заводе, невольно задумываешься о том, каким образом сотрудники избегают соблазна унести золото с собой, а руководству удается контролировать хищение имущества.
Менеджеры «Адамаса» поделились новым методом, позволяющим избежать краж на производстве. Вместо того чтобы заставлять работников раздеваться перед входом и выходом на производство, как это было в советское время, руководство завода ведет учет каждого грамма драгоценностей, выданных под роспись.
В конце рабочей смены сотрудник должен вернуть столько же золота и камней по весу, сколько ему было выдано в начале рабочего дня. Это позволяет работником свободно перемещаться по производственным цехам, имея при себе драгоценности. На первый взгляд, золото в неприглядной пластиковой миске в руках одного из сотрудников выглядит очень забавно.
Новые технологии старинного ремесла
Около двух лет назад завод внедрил новую технологию родирования, на основании которой с помощью электрохимических методов ювелирные украшения покрываются родием – драгоценным металлом из группы платиноидов. Эта технология позволяет повысить прочность изделия и придать ему белоснежный блеск.
Несколько лет назад такое новшество не пришлось по душе покупателям, так как украшения после прохождения родирования были похожи на обычную бижутерию. Сказались пережитки советского прошлого, когда человек хотел, чтобы все знали, что на нем надето именно золото. По мнению президента одного из крупнейших торговых сетей «Центр ювелир», в наши дни современная молодежь более лояльно относиться к новшествам и во главу угла ставит качество изделия, а не общественное мнение.
Золотая математика
Согласно данным российской Гильдии ювелиров, доход от розничной продажи драгоценных изделий в РФ ежегодно увеличивается на 20-25%. Мировой объем продаж в денежном эквиваленте составляет более 100 млрд. долларов.
При этом в рейтинге мировых стран по объему дохода ювелирной отрасли Россия не попадает даже в первую десятку.
Аналитики отмечают, что российский рынок ювелирных изделий не имеет четкой консолидации. Общее количество зарегистрированных предприятий, работающих в ювелирной отрасли, оставляет около 25 тысяч.
Согласно проведенному исследованию, эта сфера имеет ярко выраженную половую идентификацию клиентов. Около 70% покупателей являются женщинами, а остальные 30% — мужчины, которые приобретают украшения для своих спутниц.
Кроме этого, спрос на ювелирные украшения имеет сезонный характер. Наиболее востребованными золотая продукция становится в период праздников (Новый год, День всех влюбленных, Международный женский день). Спрос на обручальные кольца, например, возрастает во время свадебной поры (весной и осенью).
Специалисты также отмечают, что при покупке украшений клиенты чаще всего руководствуются эмоциями, поэтому спрогнозировать очередное импульсивное увеличение спроса очень тяжело.
Согласно данным социологического опроса, проведенного среди россиян, ювелирные украшения заняли пятую позицию в топе подарков после сувениров, спиртных напитков, игрушек и парфюмерии. Примечательно, что драгоценные украшения обогнали мобильные телефоны и различные гаджеты.
При этом наиболее востребованными, по сравнению с другими видами украшений, стали кольца и серьги из драгоценных металлов (22% и 18% от общего объема спроса).
Динамика спроса
По мнению известного итальянского ювелира Паолы Валентини, ювелирная отрасль подвержена определенной цикличности. Так называемые макротенденции имеют срок около 30 лет, а микротенденции – примерно 3 года.
На примере российского рынка, макротенденцию можно заметить в падении спроса на броши, которые стали менее популярны. А микротенденции, которые в силу их короткого срока, замечать проще, прослеживаются в падении спроса на черные бриллианты. Популярность этого вида камней появилась во времена 1990 годов среди криминальных группировок и длилась около 3-4 лет. Печатки с черными бриллиантами были отличительным знаком одной из бандитских группировок Московской области. Этот знак и стал роковой меткой местных авторитетов, из-за которой их легко вычисляли враги. После смерти членов группировки мода на черные бриллианты быстро прошла.
Драгоценные металлы всегда в моде
Изменение спроса со временем коснулось и драгоценных металлов. Например, в начале 1990 годов в России особой популярностью пользовались изделия из золота 585 пробы, которые имели красный оттенок. Со временем российский потребитель перешел на желтый иностранный металл. А в последнее время страну захлестнула мода на украшения из белого золота.
Примечательно также то, что платина и палладий до сих пор являются для российского потребителя менее востребованными. Только два российских ювелирных завода в Красноярске и Екатеринбурге занимаются производством изделий из этих металлов. При этом существуют определенные проблемы с соблюдением правил их пробирования и клеймения.
Лучшие друзья девушек – не только бриллианты
По данным исследования, наиболее востребованными драгоценными камнями традиционно остаются бриллианты, которые составляют третью часть всего объема продаж ювелирной отрасли.
Однако в последнее время в оформлении изделий ювелиры все чаще стали использовать большую палитру камней, в том числе аквамарины, гранаты, топазы, кораллы и пр.
Большую популярность также приобретают украшения с рубинами насыщенных цветов.
Ювелирная география
Большинство ювелирных заводов России используют в изготовлении украшений драгоценные камни из разных частей света. В то же время многие иностранные ювелиры предпочитают работать с бриллиантами из якутских алмазов.
Несмотря на ежегодное повышение спроса на иностранные ювелирные изделия, импорт готовых украшений занимает малую долю общего объема ювелирного рынка РФ.
Стоит отметить, что российский потребитель отдает предпочтение отечественным изделиям. Поэтому пользуясь этим, некоторые ювелирные заводы выдают иностранное сырье, из которого изготовлена их продукция, за отечественное.
Заграничные диковинки
Агентство «Русская ювелирная сеть» предоставило данные о том, что в 2006 году в России продали импортных ювелирных изделий в количестве 1,5 млн. Этот показатель можно сравнить с динамикой российского производства ювелирной продукции, но стоит учесть, что на экспорт отечественных изделий поставляются сущие крохи.
Россияне активно покупают золотые украшения из разрекламированной Бразилии, яркие таиландские изделия с пестрыми самоцветами, престижные дизайнерские красивости из Италии, а также изыски домов с мировым именем – «Тиффани», «Ван Клиф», «Картье». Главный по масштабам импорта поставщик – Италия. Почти пятьдесят процентов ввозимых «заморских» изделий производится в Италии, а это составляет около 5 т различных украшений. Второе место разделили Таиланд и Турция. Европейские производители ювелирной индустрии проникают на российский рынок легально и официально, азиатские же фабрики своей продукцией заполняют прилавки, отправляя ее в страну в сумках неизвестных «челноков». Аналитики сообщают, что находящийся в тени рынок украшений уже превысил на 4 % легальный импорт, который виден в таможенной статистике.
Строгий контроль качества — выбор россиян
Но и Восток не слишком сильно влияет на отечественный рынок ювелирных новшеств. Большая часть жителей России выбирает отечественные украшения. Около 70% россиян доверяют производителям «ювелирки» именно из России. Известно, что конечный покупатель не интересуется наименованием производителей в 50% случаев. Эксперты выразили мнение, что такая ситуация обусловлена верой продавцов не в добросовестность заводов-соотечественников, а в правильность работы госконтроля над российским оборотом золота. Эксперт Сергей Алхазов сообщил, что только в России пробирный надзор устанавливает клеймо 585 на кольцо или другое изделие лишь в случае, когда содержание золота на несколько единиц больше, итальянцы же ставят 585 как условную цифру. Можно купить итальянскую диковинку с почетным клеймом 585, а получить вещь с реальным содержанием золота, которое соответствует в лучшем случае 500 пробе. Алхазов также предупредил, что качество драгоценностей из других стран вообще не поддается критике, очень часто даже камень в украшении оказывается полустеклом.
За границей, как говорят эксперты, забота о качестве изделия полностью возлагается на плечи продавца. У нас же любые аферы с драгметаллами и дорогостоящими камнями влекут за собой уголовную ответственность, которую в итоге несет производитель. Единственная гарантия качества зарубежных ювелирных изделий – известное имя продавца. Стоит отметить, что цены в бутиках с высоким уровнем, таким как у Bvlgary, соответствующие.
Хитрости российских заводов
Благодаря хорошему отношению покупателей, современные российские заводы всячески допускают некоторые производственные хитрости. Они применяют толлинговую схему, которая на данный момент разрешена законодательством. Отечественные ювелиры вывозят часть сырья в страны Азии, пользуются там дешевой рабочей силой фирм-партнеров, а затем провозят в Россию готовые изделия. Впоследствии такой продукт преподносится для российских потребителей как собственный, причем абсолютно законно. Проконтролировать масштабы вышеуказанного явления практически невозможно.
У российских потребителей также есть свои самобытные особенности. Соотечественницы имеют привычку собирать определенный комплект украшений, а леди с Запада покупают просто приглянувшиеся серьги, не задумываясь и не волнуясь о том, что у нее в наличии нет подходящего ожерелья. Но главенствующий мировой тренд добрался уже и до России. И дело тут не в брендах и пристрастиях, а в отношении. Ранее ювелирные изделия были настоящим сокровищем, они передавались от бабушки к внучке. Сейчас ювелирное украшение – рядовой аксессуар. Драгоценность, которая принадлежит к сегменту массмаркет, не имеет какого-либо инвестиционного смысла.
Цель – красота!
Во времена Советского Союза покупка ювелирного изделия считалась достаточно серьезным денежным вложением. Принадлежащая гражданину дорогая брошь или массивная «обручалка» одновременно числилась по закону частью «золотовалютного фонда» немалой страны. На практике, как объяснил Сергей Алхазов, это обозначало непреходящую ликвидность драгоценность. Человек осознавал, что покупая товар из золота, он через полгода продаст его дороже. Нередко ювелирные изделия бывали в дефиците.
Времена СССР прошли, а цены на драгоценные металлы только выросли. Сейчас лишь 9% покупателей золотых товаров считают такую покупку выгодным капиталовложением.
Сегодня вернуть небольшую часть средств, которые были вложены в украшение, можно в скупочных государственных конторах. В таких госструктурах украшения принимают по цене лома драгоценных металлов. Отказать на просьбу о приеме изделия госструктура права не имеет. Немного дороже готовы выкупить хорошо выглядящие кольца в комиссионных магазинах. Такие магазинчики есть в крупных ювелирных сетях. Товаровед оценивает бывшее в употреблении изделие, выставляет его на продажу по более низкой, чем у новых украшений, цене. Владелец кольца может воспротивиться мнению товароведа, потребовать увеличение цены, оплатить магазину стоимость хранения продукции и ждать продажу его собственности.
Ломбарды традиционно все, что им приносят, оценивают в копейки. Товар им, по сути, не нужен, он является подстраховкой, что им вернут одолженные деньки с немалыми процентами.
Если провести сравнение приобретения драгоценности не с действующими инвестиционными инструментами, а с какими-либо потребительскими товарами, то картина получается вовсе не удручающей. Золотое колечко через год сохраняет достойный запас ликвидности, что несравнимо с потертым мобильным телефоном неактуальной модели или поношенной кофтой.
Как не прогадать с вложением средств?
Очень дорогостоящее украшение является отличным вложением средств. Такие изделия делают и мировые, и отечественные бренды, которые специализируются на эксклюзиве. К таким организациям относится фирма «Сирин», ювелирный дом Марины Цой. Еще в 1998 году талантливые и оригинальные художники-ювелиры Максим Вознесенский и Ирина Дорофеева выдумали уникальный способ презентации драгоценных украшений – своеобразный театр. Их задумка отлично работала. На данный момент это единственная отечественная фирма по производству, которая тягается с мировыми брендами на Международной выставке в Базеле. Девять лет работы новаторов «Ювелирного театра» принесли миру 10 удивительных коллекций. Многие украшения изготавливаются вручную, некоторые делаются в единственном экземпляре.
Производство эксклюзивных украшений очень отличается от серийного производства, даже высокоуровневого. Мастер ювелирного дела получает от дизайнера подробный эскиз модели, сам создает еще более тщательный чертеж и только потом начинает работать. Золото 750-й пробы выбирается для заготовки, а затем мастер вырезает все ненужные детали. Какие-либо формы не применяются. Одна элитарная модель создается от двух недель до нескольких месяцев.
Ювелирное изделие – красивая инвестиция!
Художник-ювелир Михаил Вознесенский утверждает, что существует три составляющие, которые делают ювелирное изделие полноправным объектом для инвестиций: дорогой качественный камень, ремесло профессионального уровня, достойный дизайн. Вознесенский сообщил, что уже был ряд случаев, когда продукция производства «Ювелирного театра» перепродавалась по намного превышающей первоначальную цене. С точки зрения инвестиций, выгоднее вкладывать сбережения в крупный бриллиант, чем в любой художественный изыск. Только вот отечественные производители не предлагают купить «просто бриллиант», а только бриллиант в оправе. Однако если ценовые границы камня очень велики, эта огранка существенного значения не имеет.