Закон Райта, электромобили и глупость таргетирования инфляции

Сформулированный в 1960-х сооснователем Intel Гордоном Муром (Gordon Moore) закон гласит, что число транзисторов на микросхеме удваивается каждые два года. В сущности, это означает, что каждые два года удваивается эффективность компьютерной отрасли. Закон Мура несколько десятилетий хорошо работал в полупроводниковой/компьютерной отрасли, но это было связано не столько с его универсальностью, сколько с рядом обстоятельств, какое-то время существовавших в этой индустрии. Сейчас этот «закон» больше не работает в компьютерной отрасли и не может применяться к технологиям в целом. С другой стороны, если говорить об объяснении и прогнозировании технологических улучшений эффективности, более полезен закон Райта.

Закон Райта предшествует закону Мура примерно на 30 лет (Теодор Райт (Theodore Wright) сформулировал его в 1936 г.) и гласит, что при каждом удвоении произведенных единиц издержки падают на постоянный процент. Закон Райта работает лучше, чем закон Мура (закон Райта применим ко всем отраслям и более точен, чем закон Мура, в компьютерной индустрии), потому что он фокусируется не на времени, а на издержках как функции от произведенных единиц.

Красота закона Райта в том, что если индустрия существует достаточно долго, чтобы определить отношение между ростом числа производимых единиц и сокращением издержек на единицу, возможны точные прогнозы, чего ждать в ближайшие годы или даже десятилетия. Однако чтобы определить процентное сокращение издержек, сопровождающее определенное повышение производительности, требуется некоторое количество исторических данных.

Закон Райта применим к любой растущей индустрии. В том числе он должен быть применим к индустрии электромобилей (ЭМ) в ближайшие годы, но не должен быть больше применим к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Причина в том, что производство автомобилей с ДВС, вероятно, уже прошло свой долгосрочный пик. В качестве свидетельства приводим следующий график продаж легковых автомобилей в США с середины 1970-х. На графике видно, что 9-месячное скользящее среднее годовых продаж легковых автомобилей достигло пика в 2005 г. и сегодня ниже, чем в середине 1980-х. Закон Райта, электромобили и глупость таргетирования инфляции

Продажи автомобилей: легковые и легкогрузовые Годовой темп с поправкой на сезонные колебания Октябрь 2020 г. Данные по сентябрь включительно Млн единиц Рецессии; Продажи; 9-месячное экспоненциальное скользящее среднее; Регрессия Июнь 2005 г. Спад на 18.5% с максимума скользящего среднего Источник графика: advisorperspectives.com Общие продажи легковых автомобилей прошли пик во многих уголках мира, но продажи ЭМ экспоненциально растут.

Отсюда следует, что детали, характерные для ЭМ, такие как аккумуляторы и электрические двигатели, будут становиться всё дешевле. Благодаря этому экономика ЭМ улучшится не только в абсолютном смысле, но также в сравнении с автомобилями с ДВС. Учитывая издержки срока службы автомобиля, то есть стоимость покупки плюс текущие издержки по эксплуатации и ремонту, ЭМ уже конкурируют с автомобилями с ДВС без необходимости в правительственных дотациях, но в ближайшие три года экономические преимущества выбора ЭМ вместо автомобиля с ДВС станут неоспоримыми для большинства покупателей новых автомобилей в развитых странах.

И произойдет это независимо от правительственного стимулирования покупок ЭМ. Причина – в законе Райта. Отсюда следует, что нынешние производители легковых и грузовых автомобилей, неспособные производить ЭМ, которые хотят покупать потребители, исчезнут. Еще одним следствием будет сильный рост спроса на товарные ресурсы, используемые в деталях, характерных для ЭМ. На ум приходят редкоземельные металлы неодим и празеодим, используемые в электрических двигателях, а также литий, никель и марганец, используемые в аккумуляторах ЭМ.

Однако стоит учитывать, что размер рынка ЭМ ограничен общим рынком легковых автомобилей, который через 15 лет, вероятно, будет меньше, чем сегодня, поскольку сочетание беспилотных автомобилей и совместных поездок положит конец эпохе личного владения автомобилем. Закон Райта имеет огромные естественные преимущества для среднего человека, но центральные банкиры считают, что с ним нужно бороться. Хотя цены естественным образом падают благодаря экономическому прогрессу, центральные банкиры считают, что цены должны расти. Поэтому они сознательно пытаются противодействовать улучшениям эффективности, постоянно возникающим на рынке. Для этого они вливают в экономику новые деньги или побуждают коммерческие банки создавать новые деньги посредством кредитов.

В целом быстрорастущие отрасли, фокусирующиеся на техническом прогрессе, всё же способны снижать цены, несмотря на попытки центральных банков их исказить. Как следствие, рост цен сосредоточен в тех индустриях, где, из-за правительственного регулирования или характера отрасли, у технологий меньше возможностей, чтобы снижать цены.

Например, Amazon.com удавалось снижать цены, несмотря на «инфляционные» усилия Федеральной резервной системы, но большинству конкурентов, работающих в традиционных магазинах, – нет. Другие примеры – образование и здравоохранение, где мешает регулирование и прямое государственное владение. Сложно переоценить глупость стратегии центральных банков, делающей экономику менее эффективной. Сейчас мы имеем абсурдную ситуацию, где чем быстрее технический прогресс, тем больше центральные банки пытаются создать «инфляцию» и, следовательно, нивелировать преимущества этого прогресса. Они делают это не из злого умысла, а потому что застряли в идеологических рамках, мешающих им понять, как работает мир.

Закон Райта, электромобили и глупость таргетирования инфляции
(Visited 74 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *