Сьюзан Кон: Художник должен быть скучным
Ювелир Сьюзан Кон относится к критике с чувством умора. Ее забавляет, подражая заговорщической болтовне среди критиков ее работ, наклониться ближе к кому-нибудь и сказать практически шепотом:
«Эта Сьюзан Кон делает пончики. Как-то это немного… скучно».
На самом деле успешный дизайнер ювелирных изделий все время слышит это слово – скучно. Причем оно относится не только к ее браслетам в форме пончиков, но и ко многим творческим начинаниям в сферах искусства, архитектуры, моды и даже шрифтов.
Оригинальное определение скуки
Совсем не собираясь защищаться от таких обвинений, Сьюзан даже находит это увлекательным. Своей выставкой под названием Boring, Very Boring («Скучно, очень скучно»), Кон пытается разгадать, что же на самом деле является скукой.
«Скучным является то, чем вы предпочитаете не заниматься, – разъясняет она. – Если же вы считаете что-то «очень скучным», это означает, что вы этим занимаетесь, но просто не хотите об этом знать».
Одна из ее работ – Identity Humdrum – подчеркивает это условие. Взяв за основу обычный браслет из стерлингового серебра с плоской пластиной, который так нравится подросткам из-за возможности нанесения именной гравировки, Кон «печатает» на нем 49 синонимов для обозначения скуки: неинтересный, уставший, нудный, суперскучный и т.д.
«Я хотела взять обычное скучное ювелирное изделие и поиграть с текущими трендами в индустрии, — говорит дизайнер. – Когда мы были подростками, у всех нас были такие браслеты, и сейчас они снова становятся популярными».
Пончики, пончики и еще раз пончики
Наряду со множеством других видов ювелирных изделий, Сьюзан Кон с 1980-х годов изготавливает пончики, используя различные материалы, начиная от золота и заканчивая различными промышленными материалами. Их полая форма была также использована в качестве идеи для создания сумочки.
На ее выставках всегда много пончиков: целая витрина, наполненная скучными бежевыми версиями, и высокие колонны от пола до потолка из прозрачных пластиковых пончиков, которыми Кон удваивает скуку.
Чтобы расширить масштабы «скучной дискуссии», ювелир попросила 20 коллег внести в нее свой вклад. Их изделия отображают то, что дизайнеры считают скучным в своей работе. Каждый из них страдает от скучной судьбы, от чего-то слишком сырого и необработанного (Tray №4 от Vito Bila из переработанного материала) до «переваренного» (Vessel из полиуретановой смолы, смешанной с порошкообразным пигментом, от Sally Marsland), слишком милого (чайное ситечко от Sam Mertens со слоганом «детей и горячие жидкости следует держать отдельно») и слишком трендового (браслет Watertight от Liv Boyle, сделанный из резины, найденной на пляже).
Пусть говорят
Сьюзан считает, что хуже того, что вашу работу назвали скучной, может быть лишь абсолютное игнорирование этого предмета. Так, Сьюзан упоминает тот факт, что белое ожерелье от Anna Varendorff не вызвало у критиков совершенно никаких комментариев.
«Она показывала его на трех выставках, и никто его словно даже не заметил», − продолжает ювелир.
Да, изделия могут быть скучными, но они не являются неудачными. По словам Кон, большинство дизайнеров считают их частью процесса, ведь успех готового результата зависит от действительно сильной и креативной идеи, заложенной в нем.
Рассказывая о своих прошлых работах, которые считает «скучными», среди прочего она называет браслет в ярком стиле «Мемфис» (да, тот самый пончик с «взлетающей юбочкой»).
«Я сделала их так много, что мне стало скучно, я просто больше не могла их делать», − вспоминает Кон.
Новое – это хорошо забытое старое
Раздумывая о скучной работе, она упоминает серьги в виде круглых дисков из алюминия, которые носят сейчас практически все. Как и в случае с ювелирными идентификационными браслетами, некоторое время назад популярность этих серег немного пошла на спад, поскольку их можно было увидеть почти на каждой женщине. Однако прошло пару лет и люди подумали, что все это не так уж важно, и снова начали их носить с удовольствием.
«Такое происходит постоянно, потому что идея и понятие скуки очень субъективны. Кроме того, они еще и крайне переменчивы. Сегодня вы можете посчитать что-то скучным, бегло глянув на него, а завтра найдете в нем же совершенно необычную и аутентичную изюминку, и наоборот. Именно из-за такой гибкости эта идея и является настолько интригующей».
«Меньше − это скука?»
Начните выяснять, что такое скука, и вы невольно задумаетесь о самой галерее. Не относится ли первозданная минималистская архитектура галереи Анны Шварц в австралийском Мельбурне к знаменитой максиме архитектора-постмодерниста Роберта Вентури «меньше − это скука»? Возможно, но, как считает Кон, это также означает, что «люди смотрят недостаточно тщательно».
Действительно, если постараться, то в пуристской архитектуре компании Denton Corker Marshall, которая спроектировала галерею, можно буквально бесконечно находить новые вариации, складывающиеся из различных деталей дизайна здания. Некоторым может показаться это скучным, но стоит только остановиться и посмотреть, как на глаза попадется что-то новое и незамеченное ранее.
«Люди во всем могут отыскать элементы скуки. Так зачем же прятаться и бояться «скучающей» критики? Люди могут думать, что пончики – это скучно, но я буду работать с этой формой до конца своей жизни», – делает решительное заявление Сьюзан Кон.
Кстати говоря, выставку дизайнера-ювелира Boring, Very Boring можно увидеть в художественной галерее Анны Шварц до 2 сентября.