Современные художники нашли реализацию в ювелирном деле
Париж. Однажды, обдумывая, как лучше сделать предложение, чтобы не получить отказа, французский скульптор Бернар Венет теребил в руках кусок серебряной проволоки.
«Искусство Вам идет», — наконец сказал он своей избраннице Диане Сегард, наматывая проволоку ей на палец, словно обручальное кольцо. И это сработало!
«Это спонтанное действие показалось таким трогательным», — сказала в одном из интервью тогда Мисс Сегард, а теперь вот уже более 25 лет супруга Мистера Венета.
Это событие имело еще одно неожиданное последствие: «У меня появилась возможность открыть мало кому известный мир ювелирных изделий, разработанных художниками, мир уникальных, драгоценных произведений искусства», — признается она.
Это открытие зародило в ней желание понимать, отслеживать и коллекционировать ювелирные изделия художников, что, в конечном счете, превратило Диану Венет в одного из серьезнейших ювелирных коллекционеров мира.
«Их ценность не только в их редкости, но и в символическом содержании, которое лежит в основе их создания», — объясняет она.
Начав как простой частный коллекционер, Венет вскоре придала своему увлечению и общественную роль – она стала куратором музейных выставок.
Прошлой осенью она организовала выставку в Нью-Йоркском Музее Искусства и Дизайна под названием «От Пикассо до Кунса: художники как ювелиры».
В среду в Афинах в музее Бенаки состоится открытие обновленной версии этого представления.
«В каждой выставке я добавляю новые экспонаты: в Афинах – греческих художников, для следующего представления в Валенсии – испанских скульпторов», — говорит Венет.
Многие из 180 работ, представленных на выставке, из ее личной коллекции, которая насчитывает более 150 экспонатов. Венет годами старательно выискивали их на аукционах, приобретала у специализирующихся дилеров и других коллекционеров.
На выставке представлены единственные в своем роде или выпущенные в очень ограниченных количествах изделия, которые редко можно увидеть в музеях или галереях. Среди них, к примеру, два изделия, разработанные скульптором Луизой Буржуа, — золотая брошь «Паук» и серебряное колье-ошейник, напоминающее орудие садомазохизма. Также здесь можно увидеть подвеску американского художника, представителя поп-арта Роя Лихтенштейна, представляющая собой уменьшенную версию его картины «Плачущая девушка», и ожерелье чилийского художника Роберто Матта, изготовленного для его жены, Германы.
Многие экспонаты этой выставки — это подарки художников их родственникам, друзьям или, как в случае с Дианой Венет, лично коллекционеру.
«Будучи женой художника, я тесно связана с миром изобразительного искусства. Эта связь и помогает мне все эти годы собирать мою коллекцию», — говорит Венет.
«Наши близкие друзья Арман и Сезар стали первыми в моей коллекции», — продолжает она, имея в виду французских скульпторов.
В 2007 году алжирский художник, живущий во Франции, Кадер Аттиа придумал для нее двупалое кольцо из белого золота, по форме напоминающее наручники.
На следующий год Венет сумела убедить американского художника Фрэнка Стеллу сделать ожерелье из того, что она описывает как «грубое железо, покрытое титановой краской», а французский художник Жак Виллегле подарил ей кольцо, на котором изображены элементы из его «политического репертуара».
Выдающийся итальянский художник и ювелир эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини изготавливал побрякушки с драгоценными камнями для своих флорентийских покровителей. Но история современных ювелирных изделий, разработанных художниками, насчитывает лишь не больше века. «На самом деле все началось с американских скульпторов Кольдера и Бертойя, которые были первыми, кому пришла в голову мысль сделать собственноручно новый вид ювелирных изделий, используя необычные материалы», — заявляет историк-искусствовед Маргарита де Керваль.
Александр Кольдер, американский скульптор, получивший наибольшую известность благодаря своим движущимся или висячим абстрактным скульптурам, изготовил более 1800 ювелирных изделий ручной работы, чаще используя самые обычные материалы, такие как медная и стальная проволока, веревка, кожа или керамика.
«Для Кольдера ювелирное дело не осталось малозначимым занятием. Он создал истинные произведения искусства», — продолжает де Керваль.
Некоторые художники, включая Мана Рэя и Пола Бари, при изготовлении своих замысловатых произведений опирались на опыт миланской ювелирной фирмы Gem Montebello. Мастерская этой фирмы, основанная в 1967 году дизайнером Джанкарло Монтебелло, до сих пор изготавливает ювелирные изделия в сотрудничестве с художниками.
А такие как Соня Делоне и Клод Лаланн работали с галереей Artcurial, сегодня являющейся аукционным домом, но в 1970-е – Парижским Центром Искусств, выпускающим работы художников в ограниченных количествах.
Во Франции ювелирный мастер Франсуа Гюго, правнук писателя Виктора Гюго, стал первым, кто предложил художникам из круга его близких друзей изготавливать уменьшенные версии их работ, которые можно было носить как украшения.
«Мой отец изобрел свое собственное ремесло», — сказал его сын Пьер в одном из интервью из студии, которую его отец построил в Экс-ан-Прованс на юге Франции.
«После того, как он обосновался здесь в 1956 году, он стал работать с Андре Дерен и Пабло Пикассо, а после и с Максом Эрнстом, Жаном Кокто и Роберто Маттой. Эти художники приходили в мастерскую и рисовали эскизы, по которым затем мой отец вручную изготавливал изделия», — продолжал он.
Взяв на себя управление бизнесом своего отца, Гюго-младший продолжает ограниченный выпуск украшений от современных художников. В списке его партнеров недавно появилось новое имя – швейцарский художник Уго Рондиноне.
«Уго никогда прежде не изготавливал ювелирные украшения», — комментирует Гюго. «Сейчас мы работаем над восковым прототипом для его подвески».
Гюго ограничивает выпуск продукции до 6 копий и предпочитает изготавливать их только из благородных материалов и драгоценных металлов, таких как золото и серебро.
«Сотрудничество с художниками делает эту работу волшебной», — признается он. «Оно обогащает наш ручной труд, добавляя в него страсти».
Многих художников придти к ювелирному делу смотивировало желание доставить удовольствие своему любимому человеку или близкому другу. Истинный творец умеет вложить в эти миниатюрные произведения искусства свои чувства и объяснить их таким незаурядным способом.
В связи с растущим в последние годы интересом коллекционеров к украшениям, изготовленным художниками, открылось и большое количество специализированных галерей, что помогает возвысить статус ювелирного искусства в общественном мнении.
Новая галерея MiniMasterpiece откроет свои двери 31 мая в 6-м округе Парижа на Rue des Saint Pères. Галерея в полной мере посвящена ювелирным изделиям, дизайн которых разработали художники.
«Для Франции это – совершенно новая концепция», — утверждает хозяйка галереи, дочь Дианы Венет Эстер де Босе.
«У меня есть несколько исторических экспонатов, но в целом эта галерея планирует сотрудничество с ныне живущими художниками и их новыми творениями», — продолжает она.
Здесь же будут выставлены на продажу и некоторые изделия из коллекции ее матери. Выставочное пространство, задуманное как картинная галерея, заполнят экспонаты, которые водрузят на пьедесталы, подобно скульптурам.
В прошлом месяце в преддверье своего открытия галерея MiniMasterpiece уже была представлена работами Пабло Пикассо, Жака Виллегле, Орлана, Оскара Нимейера, Луи Томаселло, Сезара и Такиса на выставке, известной как Павильон Искусств и Дизайна. Самым впечатляющим произведением этой галереи оказалась золотая скульптура кольца Фрэнка Стеллы, произведенная в количестве пяти экземпляров.
«Это причудливое кольцо очень схоже с недавней работой художника», — говорит Эстер де Босе о грандиозном творении, которое напоминает объемные рельефы Стеллы.
Специализированные дилеры, такие как Галерея Луизы Гиннесс, компания Didier Ltd., Элизабетта Сиприани в Лондоне, а также Диана Кюперс в немецком городе Мюльхайн продают ювелирные изделия, созданные по дизайну художников, вот уже многие годы.
Сиприани, сотрудничающая с современными художниками, выставляет свои коллекции в отдельном помещении при лондонской галерее Sprovieri.
«Вы можете посетить в галерею, чтобы посмотреть выставку полотен интересующего вас художника, а затем пройти в наш зал и увидеть ювелирные изделия этого же художника», — объясняет Сиприани в своем интервью на Павильоне Искусств, участником которого она была.
Несмотря на то, что в ее коллекции присутствуют и винтажные предметы, все же она предпочитает работать с современными художниками, общаясь с ними лично.
«При производстве изделий мы стремимся крайне точно воссоздать оригинал, поэтому художники сами контролируют нашу работу. Иногда на изготовление одного украшения может потребоваться целый год», — говорит она.
В списке художников, с которыми она сотрудничает, бельгиец Вим Дельвой, южноафриканский художник Кенделл Гирс и наши соотечественники Илья и Емилия Кабаковы, чьи ювелирные работы Сиприани ставит в один ряд с работами Мана Рэя, Кольдера и Хесуса Рафаэла Сото.
К концу месяца Сиприани планирует открыть ювелирную выставку итальянского художника Джиорджио Вигны, чьи скульптуры были представлены в Палаццо Фортуны во время прошлогодней Венецианской биеннале. Выставка под названием Naturalia продлится несколько недель и будет больше похожа на вернисаж.
Среди профессиональных искусствоведов художественные ювелирные изделия уже рассматриваются как самостоятельная форма искусства со своими собственными правилами. Это стало совершенно очевидным, когда на Павильоне среди представленных там тысяч произведений искусства золотая с бронзой подвеска «Листок» итальянского скульптора и художника Джузеппе Пеноне получила наибольшее признание.
Позже эта подвеска была принесена в дар Парижскому Музею Декоративных Искусств.
«Работы этих художников размывают границы между искусством и мастерством», — комментирует Элизабетта Сиприани.
Такие лимитированные изделия, выполненные по дизайну художников, привлекают к себе все больше и больше покупателей, даже не смотря на то, что порой в них не присутствует никаких драгоценных материалов.
«Художественные украшения всегда воспринимаются как что-то особенное», — объясняет Сиприани. «Цены на них стремительно растут, так как спрос увеличивается, и вкусы изменяются», — добавляет она.
В галерее MiniMasterpiece по словам ее владелицы де Босе «цены начинаются от 300 евро за изделия неограниченных серий и достигают 3000 евро из лимитированных коллекций». Кольцо Стеллы оценивается в 50000 евро, или 65000 долларов США.
На открытых аукционах, где главным образом появляются винтажные украшения, хитом продаж является Кольдер. В прошлом году на выставке современного искусства медное ожерелье этого художника было продано за 602500 долларов США, хотя предварительная стоимость его составляла от 200000 до 300000 долларов.
Изделия более низкой ценовой категории тоже не отстают. В прошлом месяце в Париже на аукционе Artcurial несколько изделий Клода Лаланна ушли по цене в 10 раз превышающей их первоначальную оценку в 100-250 евро.
В июле на аукционе в Монако Artcurial представит серию уникальных в своем роде украшений, разработанных известными художниками, включая Армана и Пола Бари.
«Через пять лет этот рынок взорвется», — утверждает Сиприани. «Мне нужно торопиться заключить контракт как можно с большим количеством художников».
Источник: Ювелирный интернет магазин