Россия готова стать лидером по производству цветных бриллиантов
У России есть возможность стать крупнейшим в мире производителем цветных камней, но не раньше следующего года. Как пояснил в интервью ТАСС глава ограночного производства «Бриллианты «АЛРОСА» Павел Винихин, в «Австралии к концу 2020 года закроется рудник Аргайл, который поставляет на рынок до 90 процентов всех редких розовых алмазов».
«С учетом закрытия рудника Аргайл в Австралии мы становимся крупнейшим в мире производителем цветных алмазов. А значит, можем претендовать на лидерство на рынке цветных бриллиантов. У нас есть активы, богатые цветными алмазами, — «Севералмаз» и «Алмазы Анабара», — напомнил Винихин.
Московский филиал «Бриллианты «АЛРОСА», где в соответствии со стратегией развития ограночного комплекса компании на 2020-2022 гг. будет сосредоточена огранка алмазов фантазийных цветов и крупных бесцветных камней, способен производить около 12 тысяч карат цветных бриллиантов в год.
Винихин отметил, что стоимость цветных и редких бесцветных камней, которые гранятся в московском филиале «Бриллианты «АЛРОСА», компенсирует высокую себестоимость их огранки в столице. Более мелкое сырье гранится в филиале «Бриллианты «АЛРОСА» в Барнауле, и частично на смоленском заводе «Кристалл», вошедшем в периметр гранильного комплекса «АЛРОСА» осенью 2019 г. Там же, в соответствии со стратегией, на начальных этапах интеграционного проекта планируется обрабатывать бесцветные алмазы массой от 1 до 10 карат, добавил он.
«АЛРОСА» не планирует запускать собственные мощности по производству синтетических бриллиантов в связи с тем, что это дешевеющий сегмент рынка, пояснил Павел Винихин, напомнив, что АЛРОСА «была, есть и остается производителем высококачественных натуральных алмазов и бриллиантов, добытых с соблюдением всех стандартов социальной и экологической ответственности».
Кроме того Винихин отметил, что в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации, когда снижается спрос на товары luxury-сегмента, в том числе бриллианты, фиксируется снижение спроса и на «синтетику». «Люди не переходят с бриллиантов на бижутерию — они в принципе покупают меньше украшений. Хотя, безусловно, существует проблема учета продаж синтетики, которой с каждым годом становится все больше и больше даже в декларируемом сегменте», — пояснил он.
Топ-менеджер также указал, что пока в России нет обязательной маркировки драгоценных камней, «АЛРОСА» предлагает розничным клиентам камни с сертификатами уполномоченных геммологических лабораторий российского или международного образца. «Есть также наша инициатива по созданию индивидуальных цифровых паспортов бриллиантов, в которых помимо стандартных характеристик зафиксированы место и год добычи алмаза, информация о месте добычи, а также имя и опыт огранщика. Это та информация, которую, по результатам опросов, в первую очередь хотят видеть клиенты», — добавил Винихин.
Что касается падения продажи украшений в Китае, это произошло из-за неопределенности, связанной с эпидемией заболевания, вызванного новым коронавирусом COVID-2019. Тем не менее, считает топ-менеджер, оценить влияние этой ситуации на рынок можно будет лишь по итогам первого квартала.
«Мы надеемся, что это временная ситуация, влияние которой на рынок скоро закончится», — отметил глава «Бриллиантов «АЛРОСА».