Потолок в цене, — это пока не для палладия

Потолок в цене, - это пока не для палладия

Палладий уже давно торгуется на 250-300 долларов дороже золота, и может подняться к 2000 долларам за унцию. Когда ралли прекратится, — ответа нет, так как оно обусловлено фундаментальными факторами, считают эксперты, опрошенные Вестником Золотопромышленника.

С начала 2019 года цена на металл выросла более чем на 40% на фоне растущего дефицита, при этом спекулятивный спрос уже роли не играет.

Палладий используется в изготовлении выхлопных катализаторов для бензиновых двигателей, для дизельных — применяется более дешевая в настоящее время платина.

По мнению экспертов Johnson Matthey, рынок палладия уже не один год находится в дефиците, и в 2019 году дефицит может резко увеличиться. Основная причина, — сокращённые в конце прошлого года запасы ETF. У фондов уже не осталось достаточно металла, чтобы покрыть разрыв между промышленным спросом и предложением.

В текущем году ожидается очередное законодательное ужесточение мер, регулирующих вредные выбросы, которые будут стимулировать дальнейший спрос на палладий со стороны европейских и китайских автопроизводителей.

Несмотря на то, что извлечение палладия из лома автокатализаторов опять увеличится, общее вторичное производство ожидается ниже, чем в 2018 году. При этом первичные (добыча) поставки останутся на прежнем уровне.

Аналитик товарных рынков «Открытие Брокер» Оксана Лукичева также отмечает продолжительный дефицит палладия, но осенью появилось несколько новых триггеров, подогревших рынок.

В частности, эксперт отмечает следующие факторы:

  • Снижение в сентябре производства платиноидов в РФ;
  • Продолжающиеся проблемы у производителей в ЮАР, такие как ремонты, перманентные забастовки, снижение добычи качественной руды в целом;
  • Неизвестна ситуация с палладиевым фондом «Норникеля», который создавался для покрытия дефицита металла на рынке;
  • Рост производства палладия в США в 2019 году за счет запуска нового рудника нивелируется снижением у компаний Vale и Glencore в Канаде;
  • Приближение нового 2020 года знаменует ужесточение контроля к выбросам авто в ЕС, Индии, США и Китае. Новые правила вступят в силу и тут возможно либо сокращение производства автомобилей, либо рост цен. Также наблюдается возобновление интереса и потребителей, и производителей к дизельным автомобилям, что говорит о том, что проблема с их неэкологичностью больше надумана;
  • Инвестиционный спрос в ETF-фондах за октябрь вырос на 4%.

По словам Лукичевой, ожидается отставание производства палладия от потребления в течение следующих 3-4 лет, что в итоге компенсируется за счет новых месторождений и сбора лома. Новые проекты по производству палладия ориентировочно начнут запускаться в 2022-2026 годах.

В то же время, крупнейший в мире производитель палладия «Норникель», постепенно наращивает производство. Так, в январе-сентября компания увеличила выпуск палладия на 7% до 2,253 млн унций, а прогноз на текущий год составляет 2,77-2,80 млн унций. При этом, сам «Норникель» в 2019 году ожидает дефицит палладия на мировом рынке — около 600 тысяч унций.

СПРОС И ЦЕНА

С конца прошлого года цена на палладий уверенно галопирует, и побила уже все мыслимые и немыслимые исторические рекорды. При этом, в настоящее время уверенности в том, что цена упрется в некий «потолок» пока нет. Если ранее аналитики и эксперты полагали, что цена растет больше всего из-за спекуляций, так как запасы ETF фондов показали снижение в конце 2018 года, то теперь это основывается на фундаментальных факторах.

Главный аналитик ПСБ Роман Антонов также считает, что спрос на металл растет быстрее предложения из-за недостатка инвестиций в горную инфраструктуру для разработки новых месторождений Южной Африки, которая наряду с Россией — ключевой поставщик палладия.

Глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank Оле Хансен уверен, что ралли палладия в основном вызвано фундаментальными факторами, — предложение не способно достаточно быстро отреагировать на растущий спрос в автомобильной промышленности Европы и Китая.

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ И ПЛАТИНА

Несмотря на широкую и продолжительную полемику на тему скорой замены дорогого палладия более дешевой платиной, этого пока не происходит. Это сложный и не быстрый технологический процесс, а во-вторых — очень затратный.

По мнению Антонова из ПСБ, потребители предпочитают бензиновые и гибридные автомобили, где палладий — ключевой компонент в нейтрализаторах выбросов. «Переход на электромобили, где палладий не используется, будет продолжительным, поэтому угрозы ценам со стороны этого сегмента пока нет», — резюмирует эксперт.

ПРЕДЕЛА НЕТ

Большинство экспертов сходятся во мнении, что цена на металл, стоивший в начале года около 1200 долларов за унцию, сейчас — около 1800 долларов, — в ближайшее время может перешагнуть через 2000 долларов.

«Палладий, даже на текущих высоких уровнях, составляет скромную часть в стоимости автомобиля. Исходя из этого, главная проблема для производителей машин, это не цена, а количество металла, необходимого для поддержания производства», — считает Хансен из Saxo Bank.

По его мнению, не может быть максимальной цены для палладия как таковой до тех пор, пока мы не достигнем уровня, на котором более целесообразно использовать другой металл, такой как платина, или пока замедление мировой экономики не приведет к снижению спроса на новые автомобили.

https://goldenfront.ru/

Потолок в цене, - это пока не для палладия
(Visited 163 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *