Платина потеряла блеск, но «зеленая энергетика» может стать драйвером ее роста
Платина пережила ужасные несколько лет — сейчас ее цена находится на уровне 2003 года. Но это может скоро измениться. В своем аналитическом прогнозе Доминик Фрисби аргументирует необходимость инвестирования в платину.
Сегодня мы рассмотрим мою, мягко говоря, самую неудачную ставку за последние годы — платина. Что с ней произошло? Где она сейчас? И что ждать дальше? Сейчас цена на платину составляет $870 долларов за унцию. Та же цифра, что и 17 лет назад.
Трудно представить себе хоть один актив в мире в подобной ситуации. Подумайте обо всей инфляции, которая произошла с тех пор. Реальная стоимость американской валюты 2003 года сильно отличается от теперешнего курса доллара. Действительно, вчера я прочитал, что 22% всех существующих долларов США были созданы только в этом году. Денежный принтер действительно работает без устали — но едва ли хоть цент инвестируется в платину.
Платина пользовалась необычайным успехом в нулевые. Это был один из сырьевых товаров десятилетия: с минимума около $400 долларов за унцию в 2001 году до максимума в $2285 долларов за унцию в 2008 году. Платиновый металл упал вместе со всеми остальными активами в 2008 году, но в 2011 году снова вырос почти до $2000 долларов за унцию, и с тех пор находится в состоянии бесконечного падения.
Все металлы, будь то неблагородные или драгоценные, пережили тяжелые времена после 2011 года. Но что действительно повлияло на платину, так это скандал с дизельным двигателем Volkswagen в 2015 году. Ведь платину в основном используют в каталитических нейтрализаторах для дизельных двигателей, и более половины годового спроса приходилось на автомобильную промышленность.
Если вы помните, скандал заключался в том, что Volkswagen, который долгое время заявлял о низких выбросах своих дизельных двигателей, обманул тесты в США. Установив «повреждающее устройство» — программное обеспечение, предназначенное для прохождения нормативных лабораторных испытаний, — оно имитировало уровни выбросов примерно на 580,000 транспортных средств, проданных в период с 2006 по 2015 год. При реальном вождении выбросы в несколько раз превышали допустимые пределы. Последовало изменение отношения к дизельным автомобилям, и больше всего от этого пострадала платина.
С тех пор драгметалл торговался чуть ниже $1000 долларов за унцию. Затем, во время мартовской паники вокруг эпидемии коронавируса, платина обрушилась до минимума в $560. За лето драгметаллу удалось подняться за счет золота, палладия и серебра выше $1000 долларов за унцию, прежде чем вернуться к сегодняшней стоимости в $870.
Плюсы платины для инвесторов остаются такими же, как и пару лет назад: она чрезвычайно мало стоит по сравнению со всеми остальными металлами. К слову, люди считают ее более ценной, чем золото. Платиновая кредитная карта имеет более высокий рейтинг, чем золотая. В звукозаписывающей индустрии вы бы предпочли, чтобы ваш альбом стал платиновым.
Исторически сложилось так, что из-за того, что платина более редкая и более дорогая в добыче, ее цена обычно в 1,25 раза превышает стоимость золота. Однако сейчас этот драгметалл даже не вдвое дешевле золота. Это необычно, и я думаю, что через десять лет для всех станет очевидным, что платина «слишком дешева» и поэтому открывает исключительные возможности.
Дело в том, что я сказал об этом еще два года назад. В этом проблема логики стоимостного инвестирования — она требует терпения.
Но если мы вернемся к среднему значению и золото останется на уровне $2000 долларов, то цена платины подскочит до $2500 — в три раза больше сегодняшнего уровня. А в 2008 году этот драгметалл был вдвое дороже золота. Это возможно и в будущем.
Вы также можете сравнить платину с палладием. Исторически сложилось так, что палладий торгуется примерно вдвое дешевле платины. При цене второй в $870 можно ожидать, что первый будет где-то в районе $400. Но он торгуется на уровне $2375 — почти в три раза дороже. Стоимость палладия превышает цену золота на 25%, хотя на его месте должна быть платина.
Палладий используется в каталитических нейтрализаторах бензиновых двигателей. Его не так просто заменить, и потому его цена определяется тем, что спрос на палладий остается высоким, а предложение — весьма ограничено.
Исходя из стоимости, я думаю, что вопрос, который стоит задать, не «если», а «когда». Примерно 40% годового спроса на платину по-прежнему приходится на автомобильную промышленность. Еще около 30% приходится на ювелирные изделия. Остальное — другие промышленные применения, особенно в медицине, химии и производстве стекла. Спрос со стороны инвесторов невелик, около 3%.
Согласно последнему квартальному отчету Всемирного совета по инвестициям в платину, общий спрос на платину, вероятно, будет примерно на 11% ниже в 2020 году, чем в 2019 году. Однако предложение, большая часть которого поступает из Южной Африки, упадет на 14%. Тем не менее, несмотря на то, что этот рынок, кажется, постоянно испытывает дефицит, платина решительно отказывается расти в цене.
Потребуются совсем небольшие усилия, чтобы спровоцировать рост. Малейшее изменение ситуации разбудит инвесторов, и возросший спрос подтолкнет стоимость платины вверх.
Я считаю, что ситуация изменится благодаря так называемой «водородной экономике».
В июле Европейский Союз реализовал свою водородную стратегию, подчеркнув решающую роль, которую водород будет играть в декарбонизации промышленности, транспорта, производства электроэнергии и зданий по всей Европе. Экологичность — это большой политический капитал — отсюда недавние выступления Бориса Джонсона о ветряных турбинах.
Платина будет играть в этом ключевую каталитическую роль. Она необходима как в производстве экологичного водорода, так и топливных элементов для электромобилей.
Возможно, мы бездумно попадем в ситуацию, когда платина становится ключевым стратегическим товаром. Все будут хотеть ее, и в итоге возникнет огромный дефицит — примерно как кобальт и ванадий пару лет назад. Нельзя просто нажать кнопку и увеличить предложение платины, на это уходят годы.
Таким образом, у платины есть все возможности стать одним из тех нишевых пузырей, которые могут принести вам огромное состояние, если вы будете на правильной стороне.
Кто знает, возможно на это потребуется еще пара лет. Время — непостоянная и удивительная единица.
Как я уже говорил на прошлой неделе, я ищу новый двигатель для своей машины. Я пообщался с Эшли Уинстон из Palmdale Motors, занимающаяся продажей автомобилей. Он знает, какие машины нужны людям и почему. Похоже, он считает, что у авто, работающих на ископаемом топливе, есть еще десять лет. Возможно, нам придется немного подождать, но новости о топливных элементах выйдут задолго до того, как машины появятся на дорогах. Итак, вопрос для потенциальных инвесторов в платину заключается в следующем: действительно ли у экологичной водородной экономики есть шанс?
Источник: zolotoy-zapas.ru