Особенности торговли «ювелиркой» на отечественном рынке (Часть 1)
Новогодние праздники не за горами, а это значит, что существенно повысится ажиотаж на покупку ценных подарков. А что для женщины всегда было и остается лучшим презентом? Конечно же, украшения! Рождественская пора вносит в годовой оборот ювелирных магазинов весьма существенный вклад. Именно к этому периоду готовятся всевозможные акции, распродажи и розыгрыши ценных подарков. К сожалению, к концу «нулевых» удивить покупателей невероятными праздничными скидками стало крайне сложно. Это обусловлено тем, что постоянное снижение цен и «супер-выгодные» предложения взывают с витрин магазинов в последнее время круглый год.
Однако, по мнению экспертов, такой путь привлечения покупателей чреват обесцениванием ювелирных изделий в глазах потенциальных клиентов. Так ли уж дорог будет подарок, купленный за полцены? Выгодный, казалось бы, коммерческий ход для рынка ценных металлов может обернуться негативными последствиями.
Состояние российского рынка ювелирных украшений
Что касается России, ювелирные изделия отечественных заводов пользуются стабильно высоким спросом. На внутреннем рынке объем продаж к концу второго квартала вырос на целых 35%. И это вместо запланированных 15%. А ведь экспорт российской «ювелирки» также имеет положительную динамику. Подобным успехом, согласно наблюдению Гильдии ювелиров России, местные производители были обязаны в первую очередь росту покупательской способности населения. Люди попросту перестали хранить свои капиталы исключительно в американской валюте, курс которого имеет склонность к постоянным колебаниям. В отличие от бриллиантов, которые «are forever». Тот же тезис применим и к ценным металлам.
Столь оптимистичные данные, тем не менее, не гарантирует высоких перспектив развития ювелирного рынка. Опасения аналитиков относительно скорого упадка этой отрасли вызваны агрессивной маркетинговой политикой некоторых сетевых ритейлеров, которая несет в себе угрозу для мелких розничных магазинов. Лидерство крупных ювелирных сетей на рынке обусловлено стремительным развитием масс-маркета. Любая торговая сеть изначально нацелена на массового покупателя и, как следствие, имеет больший оборот. Это позволяет сетевым гигантам ювелирного бизнеса продавать свой товар по сниженным ценам.
Так, например, питерские ювелирные магазины, работающие под брендом «585» в начале 2000 года базировались исключительно в северной столице. Благодаря маркетинговой политике сети «585», в основе которой лежат технологии продаж, уже продемонстрировавшие свою эффективность вгипермаркетах бытовой техники и электроники, к 2006 году сеть выросла до 36 магазинов. А в конце 2007 года под вывеской «585» успешно работали 350 торговых точек по всему региону. В магазинах сетевого ритейлера можно приобрести украшения из драгоценных металлов от любого отечественного производителя. А так как главная задача любой сети – завоевание локального рынка, покупателю частенько предлагаются ощутимые скидки, вплоть до пятидесяти процентов.
Из беседы с руководителем маркетинговой группы сети ювелирных магазинов «585» Александром Тарасовым стало известно намерении увеличить число розничных точек к концу 2009 года до тысячи. На данный момент ежемесячно открывается около тридцати новых магазинов. По мнению руководства компании, такая стратегия весьма успешна, поскольку ювелирные изделия — такой же товар как, например, бытовая техника. А значит, формат дискаунтера работает в этой сфере не хуже, чем в любой другой.