Кому верить, если цифры такие противоречивые?
Не знаю, как вы, а я, будучи журналистом, не люблю, когда меня вынуждают брать данные с потолка, если речь идет о действительно важной информации. Вы никогда не узнаете, какую прибыль вы получили, если вы не в курсе, сколько вы продали в этом месяце.
Может мне кто-нибудь сказать, как это возможно, что у Британского консорциума предприятий розничной торговли и платежного сервиса Барклейзкард настолько разное представление о том, сколько потратили потребители в мае этого года? Британский консорциум сообщает о «малом» объеме розничных продаж (это означает, что объем продаж не увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а Барклейзкард утверждает, что «потребительские расходы» увеличились на 4,2% за тот же период.
Один отчет представляет собой описание чрезвычайно неутешительной экономической стагнации – ситуации, которая заставляет бóльшую часть делового мира молиться о том, чтобы она не наступила снова в течение, по крайней мере, следующего десятилетия. Другой отчет – это манна небесная; настоящий потребительский бум, который даст нам возможность еще быстрее обогнать на круг наших европейских соперников по экономическим гонкам.
Так кто из них прав? И почему другая сторона настолько неправа? Моя первая реакция – принять аналитику Барклейзкард. В конце концов, компьютеры банка знают, где люди делают покупки и сколько именно денег они на них тратят. Если банк говорит, что потребители покупают больше вещей, я ему верю. Вы же не будете спорить с благотворительной организацией, которая рассказывает вам, сколько пожертвований она получила или с вашим бухгалтером, который говорит вам, что вам положен налоговый вычет.
С другой стороны, Британский консорциум предприятий розничной торговли предоставляет цифры, основанные на исследовании. Он опрашивает розничные торговые предприятия по поводу содержания их журналов учета продаж. Так что, в каком-то смысле, они тоже слушают правильных людей – у розничных продавцов нет причины совместно корректировать свои ответы или отвечать под настроение, потому что им просто задают прямой вопрос: сколько вы продали? Хочется надеться, что методология Британского консорциума обоснована, а выборка достаточно широкая, при условии, что все в финансовом мире прислушиваются к его мнению о том, как работает розничный сектор.
Следует отметить, что Барклейкард выпускает кредитные карты, и, возможно, здесь и лежит ответ. Посмотрите, за что люди платят при помощи своих кредитных карточек и вы, вероятнее всего, увидите более легкомысленные покупки – это касается, в частности, электроники, которая стала чрезвычайно популярна в течение рассматриваемого нами периода. Спросите самих розничных торговцев, как у них идут продажи, и их ответы будут размытыми благодаря всем тем потребителям, которые решили быть экономными или чьи кредиты исчерпаны.
Из всего вышеописанного можно извлечь важный урок. Экономическая статистика дает хорошие исходные данные для ведущих мировых и даже отраслевых изданий. Это прекрасные и законные материалы, полученные из уважаемых источников, и они (будем надеяться) сообщают что-то важное о том, как у нас дела как у нации и как у мировой общественности. Но если читатель будет воспринимать эту информацию как разрозненные факты, то сам их смысл на самом деле может быть очень запутанным. Вчера в новостях сказали, что розничные продажи упали, а сегодня говорят, что выросли. Ни одно из сообщений не является ошибочным, но нужен контекст.
Так что вот и контекст, и разумная доза врожденного скептицизма, которые требуются при анализе статистики. И я надеюсь, что угодил богам журналистики, сделав акцент на этих интересных моментах.
Подготвил: Иван Павлов