Кашу маслом не испортишь? Как бы не осталось одно масло, без каши…
Автор этой статьи для защиты покупателей ювелирных изделий от подделок еще в 2012 году предложил использовать вместо клеймения компьютерный контроль за оборотом ювелирной продукции, и даже получил на такой способ контроля патент. Это были времена, когда российский ювелирный рынок рос, но все более за счет экспорта, выдаваемого в торговле якобы за изделия российского производства, и российские производители ювелирных изделий очень хотели избавить внутренний рынок от подобного обмана. Но в те годы эта идея не нашла воплощения, регулятора не заинтересовала. А потом наступили всем известные события 2014 года, покупательская способность населения стала снижаться, рынок падать, и актуальность перевода оборота ювелирной продукции на компьютерный контроль как способа борьбы с якобы российскими изделиями из Турции исчезла.
Зато успехи эксперимента по маркировке меховых изделий, запущенного два года назад, воодушевил Минпромторг, ФНС, и Правительство РФ в целом. А также – всемогущий Ростех, быстро создавший для решения задач компьютерного контроля за всеми товарами специальную компанию с названием ЦРПТ.
Вероятно, «шубный успех» тогда же повлиял и на судьбу сферы ДМДК – в 2017 году Президент России своим поручением запустил программу создания так называемой ГИИС ДМДК — государственной информационной интегрированной системы контроля за оборотом всех ДМДК, от их добычи или ввоза и вплоть до пробития кассового чека в розничной продаже. Систему ГИИС ДМДК разрабатывало дочернее предприятие Минфина России – АО «Гознак».
Таким образом, в конце 2017 года в России были приняты параллельные и независимые решения о создании двух разных систем контроля – сквозной, от добычи сырья до пробития кассового чека за ювелирные изделия — для сферы ДМДК, и так называемой системы прослеживаемости товаров с обязательной маркировкой только в момент их розничных продажах.
Если для потребителя нет разницы, маркировка какой из этих двух систем имеется на товаре, то для российских производителей этих товаров разница между системами есть.
Во-первых, российским ювелирам было заявлено, что стоимость маркировки ювелирных изделий в системе ГИИС ДМДК будет входить в сумму оплаты государственной пошлины за опробование и клеймение. В системе ЦРПТ, созданной Ростехом специально для зарабатывания денег, о бесплатной маркировке речь идти не может. Вероятно, ориентиром можно считать где-то 30 – 80 рублей за маркировку одного изделия. Что недешево, особенно для недорогих изделий.
Во-вторых, уж если иметь какие-то проблемы внедрения чего-то высокотехнологичного, то с компенсацией за счет ослабления контрольных мероприятий пробирного надзора (штрафов меньше чтобы было). Система ГИИС ДМДК в полной мере позволяет отрасли перейти на риск-ориентированный подход (с надеждой на смягчение контроля), что не позволит сделать введение контроля за розничным оборотом ювелирных изделий в системе обязательной маркировки товаров ЦРПТ.
В-третьих, было обещано, что при введении системы ГИИС ДМДК существенная часть отчетности торговли для Росфинмониторинга будет отправляться автоматически, на основе данных ГИИС ДМДК, облегчая торговле жизнь. Но система маркировки Ростеха этого сделать не позволит.
В-четвертых, система ГИИС ДМДК, тесно интегрированная с Российской государственной пробирной палатой (теперь уже – федеральной службой Федеральная пробирная палата), давала надежду на скорую отмену обязательных режимов проставления на ювелирные изделия пробирных клейм и именников. Понятно, что система ЦРПТ, курируемая не Минфином, а Минпромторгом, такие шансы не предоставит.
Наконец, в-пятых, система ГИИС ДМДК весь оборот ДМДК и ювелирных изделий в том числе концентрировала в ведении Минфина. А вот в случае применения системы ЦРПТ у ювелирных изделий появится новый, дополнительный «опекун» — еще и Минпромторг. Мало того, что, как говорится, «у семи нянек дитя без глаза», так с новым куратором в ювелирную отрасль, как водится в России, придут и новые обязательные требования, за несоблюдение которых, естественно, будут штрафовать по «обновленной» сетке КоАП.
Получается, что если введение дополнительных обременений ювелирного бизнеса за счет внедрения системы ДМДК имеет и свои преимущества, которые, кстати, могут быть весьма существеннее издержек, то внедрение системы ЦРПТ ювелирному бизнесу не даст ничего, кроме прямых затрат на эту систему. Оно бизнесу надо?
Однако, по некоторым сведениям, в самое ближайшее время ювелиры России могут получить не одну из двух, а сразу ОБЕ системы маркировки и прослеживаемости. Одну, до розничных продаж, возможно, будет вести Гознак и Федеральная пробирная палата под эгидой Минфина, а вторую, чисто розничную – вероятно ЦРПТ под присмотром Минпромторга.
Какие при этом обязанности и ответственность лягут на производителей и продавцов ювелирных изделий, сколько будет стоить это удовольствие за каждое изделие и какое оборудование придется для этого покупать — вопрос пока открытый. Ассоциация «Гильдия ювелиров России», профильный комитет «Деловой России», «Клуб ювелирной торговли» занимаются этим вопросом. Но, во что невозможно поверить, без массовой поддержки ювелирного сообщества! Хотя, казалось бы, все должны понимать, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». И это при том, что инструмент защиты есть – начинает работать «регуляторная гильотина». Так объединяться нужно, пролетарию ювелирному, вокруг тех, кто встает на защиту интересов ювелирного бизнеса… Пока он еще есть.
При всем уважении к государству и его регуляторам в экономике, не стоит забывать, что естественная потребность всех этих регуляторов – развиваться, расширяться, размножаться… За счет контроля над трудящимися в отраслях.
http://www.j-izvestia.ru/