Искусство вырождения Медичи
Ах, Венеция, Флоренция… Италия, страна, где зародилось Возрождение и гуманизм. Рим, лоно католической церкви. Родина Микеланджело, да Винчи, Рафаэля, Боттичелли… И Медичи – семья, история которой неразрывно связана с историей Италии, семья отравителей и прелюбодеев, власти и богатства.
Сегодня появилась одна милая и забавная традиция – проводить Год дружественной страны или, как минимум, ее дни. Впрочем, для тех, кто не может позволить себе путешествие в ту же Италию – это шанс познакомиться с культурой страны, так сказать, издалека. Вот и в Кремле, в рамках Года Италии открылась одна из главных выставок – Сокровищница Медичи. Кстати, для тех, кто не в курсе – Медичи были банкирами, и даже получив папскую и герцогскую корону, ими остались! Нет-нет, они были еще и меценатами… но в первую очередь – именно банкирами! Это аристократам позволительно хранить в своих сокровищницах картины и вазы, а банкиров просто не поймут! В сокровищницах банкиров хранят золото, драгоценные камни… И даже если финансисты вкладывают деньги в искусство – то исключительно для поднятия своего статуса или как способ сохранить свои капиталы. Так что глупо ожидать на выставке настоящих сокровищ Возрождения – это, скорее, экскурс по финансовым вложениям в Средневековье…
Так что многие ушли с выставки разочарованными. Не мудрено – на выставке посетители имели честь лицезреть:
- портреты членов самого семейства (это о вложениях в собственных статус)
- огромное количество драгоценных камней и безделушек, даже непосвященному напоминающих монеты того времени (это просто о вложениях).
Портреты… Может быть, наши внуки или правнуки точно так же будут ходить по выставочному залу и оценивающе рассматривать портреты современных олигархов. Ну а пока… Выставку открывают два портрета: Козимо Медичи Старший и его сын Лоренцо Великолепный, известнейшие покровители и меценаты. Портреты написаны в профиль, что делает его похожим на укрупненную монету (ну это же банкиры!). Впрочем, вполне возможно, что здесь преследовалась несколько иная цель – смотреть на профиль «прекрасных» меценатов намного проще, чем на лицо…
Вообще, осмотр портретов, даже беглый, требует особой подготовки. Для начала – стоит намертво, как таблицу умножения, запомнить генеалогическое древо семейства (а это не так уж и просто – семейка очень плодовитая… впрочем, иначе не выжили бы, с той-то частотой, с которой враги их на тот свет отправляли). Затем ознакомиться хотя бы с краткой биографией особо известных представителей семьи: во-первых, папа Лев X, во-вторых – королевы французские Екатерина и Мария, в-третьих – Кристина Лотарингская… потом бесконечные Козимо и Фердинанды. Под конец выставки вам гарантирована головная боль (если, конечно, вы не фанат генеалогии и одутловатых лиц интриганов и сибаритов).
Искусство тоже отличается украшательством и показной роскошью… и чем дальше, тем больше. Обе линии вырождения сходятся в портрете Козимо II из золота и драгоценных камней. Впрочем, надо отдать должное Медичи: вешать на свои собственные стены подобную баснословно дорогую безвкусицу они не собирались – портрет предназначался для миланского собора в качестве церковного дара, дабы избавить герцога от болезни. Впрочем, передать портрет не успели – герцог скончался в 30 лет. То ли от туберкулеза, то ли от яда… Кто знает?
О, а с каким рвением, какой увлеченностью семейство коллекционировало геммы! Геммы – это полудрагоценные камни с вырезанными на них изображениями… до боли напоминающие те же монеты, только из камней. Нет, привезти творения живописцев и скульпторов Возрождения и уместить их в довольно небольшой зал, конечно, не так-то и просто, но… но почему из всех возможных вариантов на выставке только портреты семейства, написанные все теми же живописцами? Будто других сокровищ у Медичи и в помине не было… Впрочем, это же банкиры…
Нет в мире совершенства. Нет и не было. И на выставке, на которую приходишь в тяге к совершенству – с грустью в этом убеждаешься. Впрочем, те, кто посмотрел на «Сокровища Медичи», убедился в том, что слова прав был Булгаков в «Мастере и Маргарите» — «люди как люди, ничуть не изменились, любят деньги, но и милосердие иногда стучится в их сердца»… Так и здесь – на фоне бесконечных обрюзгших лиц и бесконечных гемм на большом экране идет фильм о ренессанской Флоренции…