Грузинская эмаль
Глупо считать, что украшения с эмалью – простая бижутерия. Нет, это далеко не так – эмаль манит и переливается всеми цветами радуги, будто храня в своей глубине века истории целого народа… Она делается также, как и двенадцать столетий назад – даже клей, которым эмаль крепится к основе, все так делают с кожуры айвы…
Перегородчатая эмаль издревле славилась своей особенной глубиной, кристальной прозрачностью и насыщенностью цвета. Сегодня «краска» приобретается за рубежом, но качество нисколько не ухудшилось, скорее – наоборот.
Изготовление эмали – особенное искусство, полное своих тайн и нюансов. Каждый цвет плавится при определенной температуре, а иногда подвергается обжигу не один, а два и более раз. И не верьте, что это дешевые рисунки! Настоящая эмаль крепится на основу из чистого золота, на крайний случай – сплава серебра и золота, так называемый электриум. Именно такая основа обеспечивает наивысшее качество.
Хотя, сегодня часто для основы берется и медь. Конечно, такое украшение обойдется в разы дешевле, но и «проживет» оно меньше – медь ржавеет, и изделие теряет как художественную, так и материальную ценность.
Поверхность пластин, на которые должна наноситься эмаль, обрабатывают так, чтобы она была идеально ровной. И хорошо, если поверхность ровная… а вот если она вогнута или выгнута – работы мастеру прибавляется. Тоненькую перегородку осторожно сгибают так, чтобы она вплотную прилегала к платине основы. Если что-то пойдет не так – то украшения становится браком, а мастер начинает работу заново.
Кстати, задумка в ювелирном искусстве играет далеко не последнюю роль, и особенно это касается изделий из эмали – в первую очередь нужно создать оригинальный эскиз, и только потом – само произведение.
Новые технологии, безусловно, усовершенствовали процесс изготовления эмали. Однако само технология уходит в далекие века, когда еще существовала Византийская империя. Грузинская культура испытывала на себе ее влияние, перенимая отдельные элементы и при этом оставаясь самобытной, и это касается в том числе и искусства перегородчатой эмали. Если будете в Грузии – обязательно зайдите в Музей искусств, где хранится богатая коллекция медальонов, крестов, икон, сделанных с применением технологии перегородчатой эмали. Эта коллекция является одной из самых знаменитых в мире, ведь не так уж и много сохранилось древних памятников из эмали, и Грузия в этом случае – приятное исключение.
Большая часть произведений из эмали создавалась на церковную тематику. А значит – не избежало иконоборчества, поглотившего огромное количество древних памятников. Грузии повезло, и это движение обошло ее стороной. Кстати, если вы интересуетесь этим искусством или древней церковной иконописью с использованием эмали – обязательно посетите еще и Кутаиси, и Сванети. Представленные экспонаты датируются VIII- IX, а также XV-XVII веками.
Грузинскому народу повезло – им удалось сохранить многое из искусства своих предков. Но и это – лишь малая часть того, что создали древние мастера. Очень много шедевров кануло в истории, пропало. Что-то потеряно навсегда, что-то периодически всплывает в мировых музеях – Эрмитаже, Берлинском музее, Метрополитене, и, конечно же, частных коллекциях. Грузинская коллекция также занимает свое почетное место в мировом искусстве.
Эмаль древних насыщена духовным и религиозным содержанием. А вот современная эмаль вобрала в себя новшества нашего тысячелетия, добавляя новое, оригинальное и интересное в произведения. Например, сегодня особенно актуален принцип скульптуры, требующей почти запредельного мастерства от художника. Кстати, последними все больше становятся женщины, привнося присущий только им взгляд на мир в искусство эмали.
Сегодня искусство перегородчатой эмали вышло совершенно на новый уровень, о котором еще полвека назад считался невозможным – ведь способ изготовления таких украшений был практически утерян.