Фундаментальный взгляд на платину и палладий
В интервью известной платформе для менеджеров и аналитиков Вилма Свортс, директор по МПГ в Metal Focus, рассказывает о ситуации на рынке платины и палладия и делится своими прогнозами.
Как поставки из шахт пострадали от коронавируса в начале 2020 года и ожидаете ли вы восстановление?
Поскольку мировое производство платины сосредоточено в Южной Африке, на этот металл серьезно повлияла ситуация с COVID-19. Горнодобывающие предприятия были вынуждены временно остановить работу с конца марта, и, несмотря на возобновление добычи с середины апреля, многим из них не разрешали работать на полную мощность до начала июня. Эти закрытия произошли на фоне существующих сбоев в отрасли. Еще в марте Amplats объявила о закрытии всего комплекса Anglo Converter Plant (ACP), фактически остановив производство металла на 80 дней. Эти запасы были запланированы для поддержки объемов переработки до 2022 года. Однако из-за сокращения добычи запланированное наращивание объемов не произошло. Воздействие COVID-19, соответственно, распространится и на 2021 год. Предложение палладия также значительно пострадало, хотя из-за его большей географической диверсификации, в меньшей степени, чем у платины.
Каковы ваши прогнозы на платину и палладий на 2020/2021 годы?
Несмотря на пандемию, фундаментальные перспективы для платины и палладия будут в целом отображать характеристики, аналогичные тем, что наблюдались в течение последних пяти лет. Учитывая более мягкие фундаментальные показатели для платины по сравнению с палладием, в 2020 и 2021 годах ожидается еще один профицит физического металла; палладий, с учетом сильных фундаментальных условий, за тот же период покажет дефицит. Тем не менее, пандемия продолжит оказывать значительное влияние на эти рынки в 2020 году. Даже к 2021, несмотря на ожидания сильного восстановления, ни спрос, ни предложение не вернутся к уровням 2019 года.
Можете ли вы рассказать об основных показателях спроса на платину и палладий и о роли автомобильного сектора, включая географическое разделение, автомобильный тип и т.д.?
Автомобильный сектор является основным сегментом спроса как на платину, так и на палладий, что составляет 35% и 82% соответственно от общего спроса в 2020 году. Эти металлы особенно эффективны в каталитическом процессе преобразования токсичных газов и загрязняющих веществ в менее вредные выбросы, причем платина демонстрирует более высокие показатели в дизельных двигателях, а палладий лучше подходит для бензиновых. В 2020 и 2021 годах доминирующей трансмиссией останутся бензиновые или дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), для которых требуются либо платина, либо палладий, либо оба.
При отказе от трансмиссий с ДВС в региональном масштабе спрос на автомобили с низким уровнем выбросов в Европе был выше, что обусловлено остаточными воспоминаниями о скандале с дизельными двигателями, а в последнее время — целевыми стимулами, введенными правительствами для поддержки сектора автомобилестроения в ответ на разрушительное воздействие пандемии.
Что касается крупнейшего в мире автомобильного рынка, Китай в течение нескольких лет вводил ряд региональных и национальных стимулов для увеличения производства и внедрения транспортных средств, использующих экологически чистую энергию. Однако с учетом того, что в Китае по-прежнему предпочтение отдается машинам с бензиновым двигателем, спрос на палладий в автомобильном секторе продолжает значительно расти. Ожидается, что в следующем году автомобильный спрос на палладий в Китае вырастет в связи с прогнозируемым ростом производства машин и строгим законодательством о выбросах.
Автомобильный рынок Северной Америки меньше китайского в два раза, но спрос на палладий в этом регионе является вторым по величине в мире из-за предпочтений потребителей в отношении больших автомобилей с бензиновыми двигателями. Доля электромобилей в регионе стабильно растет, но в абсолютном выражении остается скромной.
Каковы были основные тенденции инвестирования в платину и палладий в 2020 году?
Платина за последний год пережила заметные колебания цен. После падения до $591 доллара 19 марта она пробила психологически важный уровень в $1000 долларов в начале августа. Однако с тех пор металл потерял большую часть импульса и вернулся к отметке около $860 долларов.
Волатильность цен в этом году тесно связана с пандемией, но инвестиции в платину в основном определяются траекторией цены на золото. На фоне продолжающейся неопределенности инвесторы обратились к активам безопасности. В сентябре запасы ETF достигли рекордно высокого уровня, но на фьючерсной бирже инвесторы проявляют осторожность: короткие позиции растут раньше длинных.
Напротив, неликвидный рынок палладия и его исключительная волатильность ограничивают объем новых вложений со стороны институциональных инвесторов.
Как рынки переработки и поставки лома платины и палладия влияют на предложение и цены?
Вторичный рынок играет решающую роль в предложении как платины, так и палладия. Наиболее важным является сбор МПГ из отработанных автокатализаторов. Более высокие цены действительно имеют определенное влияние, и в зависимости от степени роста цен у свалок есть некоторый потенциал для ускорения поставок. Цена на сталь также может влиять на количество и скорость, с которой отработанный катализатор поступает на рынок.
Источник: zolotoy-zapas.ru