Этот фарфор крепче, чем кажется
Гонконгский ювелир Уоллес Чан потратил семь лет на изготовление фарфора в пять раз прочнее стали, и теперь он полностью готов продемонстрировать его.
Несколько недель назад Уоллес Чан, гонконгский ювелир, работавший с некоторыми эксклюзивных драгоценными камнями, сидя в солнечном гостиничном номере на Манхэттене, рассказал о своих новых творениях.
Он показал одно из них: большое синее кольцо с бриллиантом — и начал агрессивно бить им по деревянному столику. Бум! 62-летний ювелир улыбнулся. Затем он снова постучал.
Основным материалом кольца был фарфор, вид керамики, обычно используемый для чайных сервизов, увитых рисунками роз, и фигурок румяных молочниц, и подобное обращение должно было превратить изделие в горстку осколков на ковре гостиничного номера.
Но это не просто фарфор. Это фарфор, на изготовление которого ушло 7 лет, изобретенный господином Чаном, который, по его собственным словам, в пять раз прочнее стали.
Материал, особо без фантазии временно названный фарфором Уоллеса Чана, изготовлен из специально подобранных компонентов, которые г-н Чан не называет из страха перед промышленным шпионажем (ювелирный мир, по-видимому, параноидальное место). Но компоненты, по его словам, почти полностью очищены от примесей.
Для производства нового фарфора используется одна из двух изготовленных на заказ немецких печей, нагретых примерно до 1650 градусов по Цельсию (3000 градусов по Фаренгейту) или примерно на 200 градусов по Цельсию выше, чем в традиционном процессе. В результате получается плотный крепкий фарфор с необычным блеском.
«У него получился уникальный материал, — говорит Ракель Алонсо-Перес, куратор Минералогического и геологического музея в Гарварде, видевшая фарфор господина Чана во время недавней поездки ювелира в несколько американских городов, в рамках которой он показывал фарфор друзьям и музеям. — Тот факт, что он может создать что-то, что выглядит как фарфор, и что можно носить, и оно не сломается; вы не просто можете смотреть на это, но и носить — и у его изделий есть этот шелковистый блеск, который усиливает впечатление».
Госпожа Алонсо-Перес сделала паузу, а затем добавила: «Я не могла поверить».
Чтобы представить материал общественности, господин Чан и его мастера создали четыре ювелирных украшения, в которых сочетали фарфор с драгоценными камнями и титаном, металлом, характерным для его работ в последнее десятилетие.
«Титан — металл космической эры, — говорит он. — А фарфор — материал, который существует уже давно; поэтому я хотел объединить их, установить связь между прошлым и настоящим, что приведет к будущему».
Он добавил: «Фарфор — это будущее».
Наряду с бриллиантовым синим кольцом есть пара серег — луковки из молочно-белого фарфора в окружении почти 60 карат жемчуга из Южного моря — и еще два кольца. Одно из них — с крупной ярко-розовой шпинелью поверх фарфоровых завитков цвета румянца; другое украшено тремя ярко-синими сапфирами, которые, кажется, парят над тонким фарфоровым основанием.
Он не бил их или не попытался раздавить ногами, но нетрудно представить, какое значение они имеют. В конце концов, его открытие может изменить отрасль.
Но господин Чан работал над проектом не поэтому
Способность фарфора окрашиваться в интенсивные цвета, по мнению ювелира, и есть часть его красоты. «Металл не всегда может быть того цвета, которого я хочу, — сказал он. — Это была одна из причин, почему я решил изучить фарфор, чтобы получить цвета, которые хочу использовать в ювелирных изделиях».
Увлечение господина Чана фарфором началось в детстве в Гонконге. Его семья была очень бедна, и он и трое братьев и сестер делили одну пластиковую ложку для еды, а у взрослых были фарфоровые.
«Я хотел потрогать их, поэтому однажды после обеда взял ее в руки, — рассказал он. — К сожалению, из-за того, что на ложке было еще немного масла, я не смог удержать ее и разбил. Это болезненное воспоминание, но на самом деле оно оставило глубокое впечатление в моем сознании».
Он начал делать ювелирные украшения в подростковом возрасте, сначала прошел курсы резчиков, а затем открыл свою собственную мастерскую в 1974 году. К концу 1980-х он разработал метод Уоллеса — способ вырезания камеообразных изображений в драгоценных камнях — технику, которая принесла ему международное признание. Часто недовольный имеющимися инструментами, он разработал множество своих собственных, таких как индивидуальный бор, которые помогают ему выполнять тонкие работы.
Среди его ювелирных изделий — ожерелье из 11,551 бриллиантов для азиатского ювелирного гиганта Chow Tai Fook, которое в 2015 году стало самым дорогим ожерельем в мире и оценивается в сумму 200 миллионов долларов. По неподтвержденным данным, у ювелира есть репутация человека, который продает только тем людям, которые ему нравятся (Имена клиентов? Еще один секрет).
«Он — не обычный ювелир», — говорит Роберт Уэлдон, директор библиотеки в Геммологическом институте Америки, который в 2011 году организовал первую американскую выставку работ господина Чана в своем музее в Карлсбаде, Калифорния. «Он нарушил абсолютно все правила, и он сделал это самым творческим и красивым образом».
Конечно, это относится и к новому фарфору, который ювелир планирует представить общественности в этом году — скорее всего, в ноябре, о местах проведения будет объявлено дополнительно, как только он закончит еще несколько изделий.
Он еще не определил цены на фарфоровые украшения.
«Если вы высчитываете цену на свое творчество, — говорит господин Чан, — то вы не сможете создать историю».