Dior — ювелирный бренд
Дом Christian Dior известен в первую очередь одеждой. Тем не менее, как и многие другие дома моды, сегодня под маркой этого дома выпускают и одежду, и духи, и сумочки, и, конечно же, ювелирные украшения. Именно о последних и пойдет речь в этой статье.
Ювелирные коллекции к ассортименту изделий дома добавились в 1999 году. Чем не символ – проводить старое тысячелетие, где был и классицизм, и барокко, и готика, и встретить новое, еще молодое, но уже многообещающее, коллекцией ювелирных украшений? Дизайнер украшений от Christian Dior – Виктория де Кастеллан, которая до Dior успела поработать и для Карла Лагерфельда, и для Chanel. Каждое украшение, которое выходит из рук Виктории – поистине шедевр, уникальное произведение искусства. Но это можно сказать и о любом другом украшении знаменитых ювелиров. Чем же отличается украшения Виктории де Кастеллан от всех остальных? Сказкой! Каждое изделие – это сказка для взрослых, над которой витают мечты о принцессах и королях, роскоши восточных сказок, мрачных вампирах, пиратах и приключениях. Украшения от Dior – это история, которая меняется только для тебя.
Что отличает гениев от обычных людей? Наверное, то, что они с детства уверенно, пусть еще и не осознавая того, идут к своей мечте. Так было и с Викторией – еще в пять лет девочка «поработала» над бабушкиным браслетом… плоскогубцами. Конечно, ребенка отругали, назвав монстром и вандалом, но… разве это может остановить на пути к мечте? Сама дизайнер, вспоминая о том случае, говорит, что «попала в зависимость»… попала настолько, что в двенадцать расплавила свои церковные медальоны.
Прошли годы, но, наверное, и сейчас у тех, кто видит украшения Виктории де Кастеллан, перед глазами встает маленькая девочка, которая старательно, высунув от усердия язык, пытается изменить форму браслета плоскогубцами или плавит свои медальоны – потому что украшения от Dior заставляют нас посмотреть на мир широко открытыми глазами ребенка, с любопытством познающего мир. Так, как видит этот мир сама Виктория. Она собирает японские детские игрушки – потому что их создают «детским взглядом», она не признает бриллиантов – потому что они скучны, она любит большие украшения – потому что они кажутся подделками, но на самом деле – настоящие… Потому, что хочет смотреть на мир и видеть его так, как видят дети, когда все кажется таким большим, ярким и завораживающим.
Виктория де Кастеллан создала стиль Dior в украшениях. Если вы ищете классику, то Dior не для вас. Christian Dior в первую очередь это вещи с изюминкой, с иронией, с двойным, тройным смыслом. В 40-е, когда шла война, было не комильфо носить дорогие украшения. Но человек даже в суровые военные годы способен и желает творить, и, наверное, именно поэтому в ювелирном искусстве тогда возник новый тренд – дорогие украшения, которые смотрятся, как бижутерия. Ирония, не так ли? Ведь раньше именно бижутерия старалась выглядеть так, как настоящие бриллианты, сапфиры, топазы, рубины… И такую изюминку можно найти в украшениях от Christian Dior.
Например – кольцо «Анжелика». Кто не читал это бессмертное произведение Анн и Серж Голон? Кто не смотрел одноименный фильм с Мишель Мерсье в главной роли? Кольцо было сделано специально для последней, но названо в честь героини, которой на самом деле не существовало, ее придумали. Какая очаровательная игра! Или кольцо «Король-Солнце»? Кто не хотел бы хоть на один вечер почувствовать себя великим королем Людовиком XIV, который построил Версаль и сделал из Франции великую державу, которую «подарил» Европе абсолютную монархию? Но в чем изюминка – сегодня кольца, которые в те времена могли носить и мужчины, и женщины, больше подходят женщинам… Женщина в роли мужчины-короля, чем не очаровательная игра? Кстати, многие вещи, созданные Викторией, были вдохновлены именно детищем Людовика XIV – Версалем… Версаль – это феерия балов, развлечений, блеска золота и драгоценностей, театр, в котором любил играть и сам король… И украшения от Dior несут в себе тот же дух, игру в совершенно особенном французском духе. Придворный театр, искусственный, но настолько искусственный, что по-своему очарователен и заманчив, от которого невозможно оторвать глаз. Настоящее барокко в своей показной роскоши, граничащей с вульгарностью, настоящий декаданс, червоточина, упадок, но декаданс, который возвращается к природе, к исходу, и из нее черпает свое вдохновение. Виктория де Кастеллан в своем интервью говорила, что этот стиль ей интересен в первую очередь как истинно французское направление, стиль, с которым можно поиграть… И это правда – хоть и зародился этот стиль в Италии, но дух у него истинно французский.
Однако современный век подарил нам столь замечательную и невиданную ранее вещь, как эклектика – смешение различных стилей. И Виктория не пренебрегает и этой тенденцией современности, смешивая цвета и стили в духе американской культуры. Раньше, когда мы только шли к практически идеальной технике, именно мастерство исполнения украшения ценилось в первую очередь. Сегодня, когда украшения практически идеальны по технике исполнения, нужно искать новый подход, новую изюминку. И Dior нашел ее – игра. Мы стремились вырваться из средневековья, отвоевать гуманистические ценности с эпохой Возрождения, произвели научно-техническую революцию… для того, чтобы в жвадцатом веке с упоением играть в век пятнадцатый, с его роскошными нарядами и почти вызывающими украшениями. Такая игра, если играть правильно, стоит безумно дорого. Но в этом тоже есть своя изюминка, так ведь? Именно в недоступности всем этой игры для широких масс, принадлежности узкому кругу избранных, кто способен понять и оценить. Именно на этом строит свои коллекции Джон Гальяно для Dior. А Виктории, как и всякой женщине, удается вложить в свои украшения двойной, тройный смысл, тысячу нюансов, намеков и «нет», которые звучат как «да»…
Украшения от Dior легко узнать по крупные, ярким и редким камням. Они будто пульсируют, оживляя бездушный металл, также как и лаки и эмали совершенно запредельных цветов. Еще сам Dior был одержим природой, ее формами и идеями, бунтуя против скромности и антимоды, которую предлагала Шанель. Именно он придумал образ женщины-цветка. А Виктория оживила камень и металл…
Дизайнера всегда волновала идея показной искусственности, зрительного обмана. Наверное, именно поэтому ее любимый камень – австралийский опал, который смотрится как искусственная бижутерия, но при этом совершенно натурален.
Каждое украшение Виктории де Кастеллан – это настроение. Искра, которая мелькнет в женских глазах, чтобы пропасть, первый луч солнца и блик на воде, зачарованные первой сказкой глаза ребенка… Ты сама создаешь свою жизнь – когда балуешь себя, когда создаешь маленькие моменты… А драгоценности – это мгновения, которые не умрут вместе с тобой, а останутся твоим детям, позволяя им всегда чувствовать твое присутствие. Это один из способов, чтобы оставить свой след на земле…