Цены на палладий могут войти в еще одну фазу роста
Цены на палладий могут вернутся на свои рекордные уровни из-за усиливающейся ограниченности предложения, несмотря на то, что пандемия коронавируса остановила ралли этого драгметалла, пишет FT.
Цены на палладий, 80% спроса на который приходится на автопром, выросли на 270% за пять лет, превысив в феврале этого года рубеж $2800 за унцию. Автопроизводители в 2017-2019 гг., по расчетам Johnson Matthey, более чем на четверть увеличили объемы используемых в катализаторах платиноидов, чтобы соответствовать нормативам по улавливанию углекислого газа. Но с эскалацией ситуации с вирусом, повлекшей за собой закрытие автомобильных заводов во всем мире, цена палладия упала на треть. Спад в отрасли в сочетании с ослаблением нормативов по выбросам в Китае, призванных помочь местным автопроизводителям в кризис, привел к снижению спроса на металл, который добывается как побочный в рудах, содержащих платину и никель.
По оценкам Metals Focus, глобальный спрос на палладий в автокатализаторах в этом году упадет до 7,8 млн уний с 8,8 млн унций годом ранее. Если с начала года прогнозировалось превышение спроса над предложением палладия более чем на 1 млн унций, сейчас крупнейшие производители, в том числе «Норильский никель», и консультанты ожидают в целом сбалансированного рынка.
В прошлом году спрос в Китае на палладий вырос на 20% на фоне перехода автопроизводителей к новым требованиям законодательства о выбросах в 16 провинциях. Но с началом пандемии Пекин ослабил применение ограничений в остальных провинциях, которые должны были перейти на новые нормы в этом году. Власти Китая также продлили до 2022 года субсидии на электромобили, в которых автокатализаторы не применяются.
Автопроизводители могут начать замену палладия на более дешевую платину, хотя это непросто сделать без ущерба для производительности автокатализатора. В марте германский концерн BASF сообщил о разработке новой технологии, которая позволит частично заместить палладий на платину, при этом, позволив соответствовать строгим нормам по выбросам. Тем не менее, по мнению аналитиков, замена, скорее всего, займет время, и автопроизводители будут неохотно тратить деньги на это, пока они сосредоточены на переходе на EV. Таким образом, со снятием локдаунов и ростом продаж автомобилей цены на палладий могут получить толчок для роста, считает FT.
По мнению Дмитрия Глушакова из «ВТБ Капитала», переход на обогащенные палладием и родием катализаторы, которые более эффективны для улавливания оксида азота, углерода и твердых частиц, «будет только набирать обороты».
До сих пор эффект от удара по спросу из-за падения продаж автомобилей опережал перебои с поставками из Южной Африки и стагнацию производства платиноидов в России, что привело к ожидания в целом сбалансированного рынка впервые с 2011 г. Но ситуация может измениться с ростом потребления на фоне почти десятилетнего дефицита, считают аналитики Citi. Может возникнуть существенный дефицит, который поможет поднять цены до $3000 за унцию в 2021 году с нынешнего уровня в $1930. Сказывается также недостаток новых проектов, который вызван низкими ценами на платину и никель. По данным Bank of America, сейчас выпускается меньше палладия, чем в 2004 году.
«На сбалансированном рынке низкие запасы не пополняются, и поэтому любое свидетельство увеличения спроса может привести к еще одной фазе роста палладия», — считает Колин Гамильтон, аналитик BMO Capital Markets.
http://www.finmarket.ru/