В 2020 г. можно ожидать ремонетизацию золота…
«Золото, как пишет наш друг Джон Степек (John Stepek) в журнале MoneyWeek, – это единственная в мире валюта без стоящего за ней центрального банка», – говорит Адриан Эш (Adrian Ash) из BullionVault.
Приверженцы биткойнов, конечно, с этим поспорят, так как они держат и не тратят что-то, за чем также не стоит центральный банк, но что никто не использует в качестве денег.
Однако криптовалюты можно игнорировать. Точно так же можно сказать, что последнее десятилетие за золотом стояло много центральных банков. «Мы прямо за тобой!» – кричала золоту подавляющая его цену толпа. Но официальный сектор не только протащил золото через застой 2015-17 гг., но также помог ему взлететь в 2018 и 2019 гг.
Вопреки логике, центральные банки продавали золото по низким ценам, а затем десять лет назад, когда цена превысила $1000, стали чистыми покупателями и с тех пор не останавливались.
Так продолжалось до тех пор, пока в начале этого нового десятилетия золото не поднялось выше $1500. Теперь, когда цена превысила $1600 за унцию, центральные банки притихли, согласно слитковым банкам. В торговом отделе одного банка сказали, что даже до февральского взлета желтого металла из-за коронавируса требовался откат до $1500, чтобы увидеть, не исчез ли еще спрос центральных банков.
Китай, крупный покупатель, в январе воздержался от покупок (по крайней мере, так утверждает Народный банк Китая в официальных данных), а Россия, поглощавшая с 2015 г. почти всю собственную добычу – третью по объему в мире, – не спешит много покупать, еще в прошлом году на две пятых сократив покупки.
Отчего такая внезапная робость? Из-за рекордных цен золото стало одновременно более дорогим и более весомым в существующем портфеле. А так как драгоценный металл уже третий по размеру резервов актив Москвы после долларов и евро, как сказал один экономист Reuters, «потребность центрального банка в золоте снизилась».
И это хорошо, потому что потребность золота в центральных банках также снизилась на фоне нынешнего геополитического кризиса.
Если не считать индексные фонды и центральные банки, спрос на золото в прошлом году опустился до худшего уровня со времени экономического спада в 2009 г.
В 2018 г. спрос спасло только то, что официальный сектор почти удвоил покупки в сравнении с 2017 г., до самого высокого уровня за 50 лет (с того времени, как Никсон (Nixon) в 1971 г. показал миру золотой средний палец и отвязал доллар от какого-либо физического обеспечения).
В дополнение к центральным банкам, в 2019 г. к покупкам также вернулись крупные инвесторы, о чем свидетельствует скачок резервов индексных фондов с золотым обеспечением. Если учесть также общий «избыток» рынка – разницу между видимым предложением и спросом согласно лучшим доступным данным, фактически показывающую, что происходит с крупными слитками, находящимися в безопасных частных хранилищах, – то спрос на хранение золота в прошлом году установил новый рекорд XXI века и, скорее всего, был самым сильным как минимум с 1970-х.
Каковы последствия? Взлет цены в начале 2020 г., конечно. Когда речь идет о золоте, впереди всегда идут инвестиции, а потребители лишь подражают им, копя как можно больше, когда золото падает, и продавая как можно дороже, когда оно растет.
Потребительский спрос в 2020 г., по-видимому, еще больше пострадает из-за того, что коронавирус напугал домохозяйства по всему миру, закрыв торговые центры на рынке №1 – в Китае, а рынок №2 – Индию – настигли политические беспорядки, тогда как цена на золото в разных валютах установила многолетние или исторические рекорды.
Что дальше? Из-за удара коронавируса по экономическому росту и настроениям, «практически все центральные банки мира сейчас склоняются к снижению процентных ставок или печатанию денег», говорит Джон Степек в MoneyWeek:
«Поэтому неудивительно, что все валюты мира падают относительно той, что не имеет за собой центральных банков.
И вряд ли в ближайшее время ситуация изменится».
Каков вывод? Пока что в 2020 г. золото не нуждается в том, чтобы центральные банки заполняли пробел, оставленный падающим спросом домохозяйств, потому что на передний план вышла ключевая причина этого спада – скачок инвестиционного спроса, толкающий цены вверх.
Конечно, нет никаких гарантий. Но ослабление потребительского спроса кажется очевидным, поскольку переоценка золота как финансового актива – «ремонетизация», если хотите, начавшаяся еще при низких ценах в 1997-2003 гг., – по всей видимости, будет продолжаться.
Эш, Адриан Ash, Adrian Глава аналитической службы BullionVault -одного из крупнейших в мире сервисов по торговле и хранению драгоценных металлов. https://goldenfront.ru/