Жемчужины Конк в ювелирных изделиях
Вехи популярности натурального жемчуга
Создание спроса на жемчуг Конк приписывают Ryo Yamaguci, бывшему генеральному директору японского жемчужного гиганта Mikimoto. При содействии Сью Хендриксон, продавшей Mikimoto около 8000 драгоценных камней в течение первого десятилетия их совместной работы, он решил, что главный торговец культивированным жемчугом должен продавать и натуральный. Yamaguci начал с жемчуга Конк в 1987 году, но вскоре в Mikimoto освоили и другие виды натурального жемчуга.
«До этого в Европе было мало покупателей, – объясняет Хендриксон. – Те, кто был знаком с жемчугом Конк, знали их только из античных украшений, а американские торговцы жемчугом и вовсе не слышали о таком. Действия Mikimoto послужили толчком для продвижения натурального жемчуга, создав тем самым рынок, который существует сегодня».
Mikimoto продолжает ежегодно выпускать новые драгоценности в дополнение к своей коллекции жемчуга Конк, так что совсем неудивительно, что осведомленность об этом виде драгоценных камней является самой высокой в Японии.
Тем не менее, история жемчужин Конк в дизайне ювелирных украшений уходит корнями на несколько столетий назад.
«В 1800-х годах ракушки моллюсков использовались в качестве балласта на парусных судах, поэтому их добывали в больших количествах, – рассказывает Хендриксон. – И, конечно, нужно было много ракушек, чтобы найти жемчужины». Существуют доказательства того, что жемчужины носили в составе декоративных украшений в 1850-60-х годах, а коллекция Blue Book от Tiffany 1894 года включала розовый жемчуг Конк из Флориды и Вест-Индии.
Популярность этого жемчуга достигла пика в конце викторианской и эдвардианской эпох, когда его называли «розовым жемчугом», что объясняется снижением доступности натурального жемчуга.
Одним из ярких примеров украшений той эпохи является брошь Queen Mary Conch Pearl, которая была частью выставки Allure of Pearls в Национальном музее естественной истории в Смитсоновском институте в 2005 году. Она украшена двумя натуральными розовыми жемчужинами Конк, весом 24,9 и 28,1 карат. Брошь, скорее всего, была изготовлена для королевской семьи коронованным ювелиром из Garrard & Co.
Другим примером классического эдвардианского дизайна является подвеска Tiffany & Co.. В ту пору использовались не только крупные, но и маленькие жемчужины. Их органическая форма идеально подходила к натуралистическим ювелирным изделиям в стиле модерн, и их регулярно использовали для изображения бутонов и тычинок в романтических цветочных узорах.
Популярность жемчужин Конк была недолгой. В 1893 году Kokichi Mikimoto удалось культивировать первую полусферическую жемчужину в мире, и к 1920-м годам рынок был наводнен доступным жемчугом в самых разных цветах, формах и размерах, что ознаменовало собой практически конец трудоемкой индустрии по добыче натурального жемчуга. В то же время, несимметричная форма жемчужин Конк вступала в противоречие с абсолютной геометрической эстетикой эпохи Ар-деко, что привело к резкому снижению их использования в ювелирных изделиях.
К счастью, о них не забыли полностью. Доказательство – потрясающий браслет из жемчужин Конк, глазури и бриллиантов, созданный Cartier в конце 1920-х годов. Он был продан из личной коллекции испанской королевы Виктории Евгении за 3 274 500 швейцарских франков на аукционе Sotheby’s в 2012 году.
Ювелирные украшения из жемчуга Конк в XXI веке
Джереми Моррис – управляющий директор David Morris. Будучи также главным дизайнером, ответственным за создание многих драгоценностей, выпускаемых этим элитным ювелирным домом, он не только находит камни высочайшего качества, но и может решать, что с ними делать.
Более чем десять лет назад он охотился за жемчугом Конк на Багамских островах. «У меня остались хорошие воспоминания о моем первом посещении Харбор-Айленда с группой друзей и моей женой Эрин, которая в то время была беременна. Именно здесь берет начало моя страсть к этому жемчугу. Остров являл собой песчаную розовую жемчужину в центре Карибского моря. Все были в восторге, наслаждаясь местными яствами – оладьями из моллюсков, тушеными моллюсками и салатом из сырых моллюсков – на фоне красивых карибских закатов и пляжей с сахарным песком. Именно тогда я почувствовал вдохновение отправиться на поиски неуловимой жемчужины Конк».
Это оказалось нелегким делом.
«Эрин и я были очарованы загадочной историей этих жемчужин, и она завязала беседы с местными рыбаками, чтобы узнать, находили ли они когда-либо жемчужину в моллюсках, которых они ловят ради пропитания, – объясняет Моррис. – Каждый раз ответ был отрицательным, подчеркивая, насколько неуловимы эти драгоценности».
«После недельных поисков один рыбак услышал нашу просьбу и пришел ко мне с тремя жемчужинами Конк, – продолжает он. – Одна из них была в форме зуба, а вторая была коричневой. Однако последняя была прекрасным маленьким драгоценным камнем. Мы с женой были крайне рады, наконец, найти ее. Чувство эйфории только усилилось от осознания того, что скоро у нас будет маленькая девочка, которой мы сможем ее однажды подарить».
Моррис создал кольцо с редчайшей жемчужиной Конк диаметром 44,55 карата, а также ожерелье, которое в настоящее время выставлено на продажу в недавно открытом бутике ювелира в Париже.
«Это был труд чистой любви, ведь я собирал эти жемчужины в течение семи лет. Я с гордостью могу сказать, что у нас лучший выбор жемчуга Конк на всей Бонд-стрит».
Бина Гоенка, ювелирный дизайнер из Индии, творец нескольких ювелирных украшений из редкого жемчуга. Ожерелье из набора с кольцом и серьгами, состоит из 16 жемчужин самых разнообразных форм и цветов – от бежевого до золотистого и розового.
Очень немногие жемчужины могут похвастаться идеальной овальной формой или розовым цветом. Самая большая в ожерелье имеет форму капли, а каждая из трех жемчужин, расположенных ниже, в другом оттенке розового. Гоенка объясняет:
«Найти качественную жемчужину, которая поражает розовым цветом с четкой «пламенной» структурой, ровной формой и хорошим размером, практически невозможно. На 200 тонн раковин моллюсков может попасться лишь одна жемчужина, отвечающая всем этим критериям. Гарантии не существует, и именно поэтому высококачественная жемчужина диктует высокую цену. Если у вас есть несколько жемчужин Конк, это уже считается настоящей коллекцией, потому что добиться этого почти невозможно».
Лондонский ювелир Сара Хо также питает страсть к этому виду натурального жемчуга, который она исследовала и искала в течение последних пяти лет. Он нравится ей своей редкостью, а еще потому, что каждая из жемчужин формируется по замыслу природы.
«Они все уникальны, а разнообразие цветов и форм просто подкупает», – рассказывает Хо, чье первое украшение из жемчуга Конк – пара серег Couture Paradis – очень быстро стало ее фирменным.
Ее новая коллекция Hidden Garden включает в себя впечатляющий набор драгоценных украшений из жемчуга разных розовых оттенков.
«Я ищу оригинальные цвета, от пастели до яркого розового, известного как tutti frutti, – продолжает свой рассказ дизайнер. – Треугольные жемчужины Конк, используемые в ожерелье Persica, исключительно редки, и у меня ушло более двух лет на их сбор. Это делает набор действительно единственным в своем роде».
Хоть именно розовые жемчужины чаще всего встречаются в ювелирных изделиях, камни других цветов также могут быть использованы для создания эффектных и необычных творений. В 1995 году германский ювелирный дом Hemmerle создал брошь в виде натуралистического тарантула. Живот ядовитого паука был воссоздан с использованием темно-коричневой жемчужины Конк на 111,76 карата – одной из самых крупных и редких из когда-либо найденных.
Когда носить украшения из жемчуга Конк
И последнее – небольшой совет перед покупкой украшений из жемчужин Конк. Этот вид жемчуга известный также как «ночной», а это значит, что драгоценные камни склонны к выцветанию при длительном воздействии солнечного света. Поэтому, каким бы сильным не был соблазн не расставаться с жемчужинами Конк ни на миг, желательно приберечь их для вечерних выходов в свет или же для знаменательных событий.